Дорогу - "рогатым"
75-летие первого регулярного троллейбусного маршрута Москва отметила историческим пробегом. В перспективе этот вид транспорта должен стать еще более удобным и скорым.
Утром 5 ноября 1933 года московский троллейбус вышел в первый рейс. Его сделали из автобуса Я-6, поставив на кузов электрооборудование. Весила эта махина 8,5 тонн и разгонялась до 50 км/ч. Несколько из 37 сидений были с электропечками. Переднюю дверь открывал водитель, а заднюю - кондуктор. Первый маршрут - Тверская застава (ныне Белорусский вокзал) - село Всехсвятское (ныне административный район Сокол) - занимал полчаса, так как средняя скорость на участке была 36 км/ч.
В январе 1934 года линию продлили по Тверской до площади Революции. А в декабре запустили и вторую - по Арбату. К тому времени в столице работало уже 36 машин. В 1936 году в Ярославле начали серийное производство "рогатых", а по заданию Хрущёва даже сделали 10 двухэтажных моделей, но они в Москве не прижились.
Одновременно с ремонтом центральных улиц в 1935-36 годах на них появились провода - на севере Садового кольца, у Ржевского вокзала (ныне Рижский). К седьмому году жизни московского троллейбуса его парк насчитывал уже 515 машин, а длина маршрутов 198,5 км. Но перевозили они всего 7% всех пассажиров. Причины: малая вместимость (в том числе по сравнению с трехвагонными сцепками трамвайных вагонов), что приводило к давке, перегрузке двигателей и к повреждению дверей.
С 2006 года Москва закупает только низкопольные троллейбусы, в которые удобно садиться старикам, а инвалиды поднимаются на борт специальной аппарелью. В следующем году на Волоколамском шоссе троллейбусам обещают дать отдельную линию - чтобы увеличить их скорость и провезти пассажиров сквозь пробки. А старые, заслуженные экземпляры с ноябрьского пробега отправились в музей.
БОКС Турникеты пока не отменят
В 2006 году, к концу которого турникеты были установлены во всех салонах троллейбусов, автобусов и трамваев, Мосгортранс выручил за билеты на 590,2 млн рублей больше обычного. В 2007-м - на 3 млрд больше. В то же время Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы обнаружила недостатки внедрения новой системы. Об итогах проверки аудитор КСП Сергей Корнюхин рассказал депутатам Мосгордумы. Например, погашение кредита на турникеты в 2,1 млрд рублей проходило не за счет дополнительных доходов от их внедрения, а в большей степени за счет доходов, полученных в связи с ростом цены за проезд. Председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов отметил, что необходимо закрепить права города на систему турникетов как на объект интеллектуальной собственности, так как отношения с фирмой-поставщиком в этом вопросе не урегулированы.