"Надо ограничивать в городе не только максимальную, но и минимальную скорость"
В центре Москвы появятся электронные табло, которые будут информировать водителей о пробках на дорогах, - установка информационных панелей заложена в проекте концепции развития территории ЦАО столицы на 2008-2012 годы. В частности, водители смогут узнать о скорости движения потока и предполагаемых путях объезда в режиме онлайн. В пользу внедрения информационных технологий для разруливания столичных заторов на "круглом столе" "Математический анализ транспортных потоков", организованном в Мосгордуме, выступил завкафедрой высшей математики МАДИ, научный руководитель отдела математического моделирования Александр Буслаев. Корреспондент "Москвы" Владимир Сокол выяснил подробности.
вопрос: МАДИ изучает московские заторы последние 15 лет. Как за эти годы изменилась ситуация на дорогах?
ответ: В начале 90-х годов мы имели весьма точные сведения о графике работы крупных автотранспортных предприятий, которые были основными участниками дорожного движения. Сейчас автомобили организованных автопарков составляют небольшую часть, на улицах "царит" частник. А его можно "посчитать", только наблюдая за потоком на дороге, а не из окна кабинета. В любом случае для решения проблем заторов нужны исходные данные: сколько машин в каком месте с какой скоростью едут или стоят. Без этих данных компьютерные программы организации движения работают с большими погрешностями.
в: Разве недостаточно данных департамента транспорта Москвы: 3 млн машин у москвичей плюс 500 000 ежедневно въезжают?
о: Эти цифры важны для дорожников, чтобы понимать, где нужно строить или расширять дороги. Для научного моделирования нужны точные данные об интенсивности движения: через какое шоссе сколько автомобилей в какое время въезжает в город. Дальше делаются поправки на поведение автомобилей внутри потока. Их скорость неравномерна, и чем больше кто-то разгоняется, тем дальше от него вынуждены держаться остальные. Так как при высоких скоростях нужно больше места для маневра. И в таком случае одно и то же количество автомобилей занимает больше места.
в: Если вы соберете эти данные, как они помогут уменьшить заторы?
о: В перспективе на бортовой компьютер автомобиля будут приходить рекомендации по скоростному режиму в данный момент. Чем скоростной режим однороднее у участников движения, тем выше интенсивность движения. Мы уже приходим к тому, чтобы ограничивать на дорогах не только максимальную скорость, но и минимальную, как на автострадах. Так, к примеру, на Ленинградском проспекте уже выделены центральные полосы для скоростного транзита и боковые проезды у торговых центров и для поворотов.
в: Какие еще способы ускорения существуют?
о: Мне представляется, что сегодня в прогнозировании пробок нам помогут современные информационные технологии. Например, перед поездкой водитель отправляет SMS со временем начала, конечными пунктами и, возможно, дополнительной информацией о своем маршруте. Чем больше таких SMS будет послано, тем точнее можно прогнозировать состояние автотранспортных потоков на дорогах. Мы предлагаем поставить на улицах большие экраны с видеоотображением состояния потоков на потенциально интересной для водителей части дорожной сети. Картинки гораздо эффективнее надписей, и люди не поедут усугублять затор, когда увидят, что им грозит впереди. Такая идея реализована, например, за километр до въезда с Дмитровского шоссе на МКАД: там участки Кольцевой на табло раскрашены в цвета в зависимости от заторов. Но проблема в том, что с той точки, где водитель увидел табло, он уже не может изменить маршрут. А это самое важное.
Кроме того, нужно передавать по ТВ, как прогноз погоды, видеокартинку с загруженностью улично-дорожной сети. В наших рыночных условиях лишь часть поездок обязательна для водителей. Остальные можно перенести по времени или поехать там, где свободнее.
в: Но завесить весь город видеокамерами и табло очень дорого?
о: Не так дорого по сравнению с прямыми и косвенными потерями от пребывания в пробках, рано или поздно это произойдет. Причем все будут только "за" - люди так устали от пробок, что никакой опасности от "большого брата" не увидят. Спецслужбы тоже должны быть спокойны: то, что не положено знать (например, номера автомобилей), математики знать не будут. Вообще, на организации движения нужно не экономить, а зарабатывать. Представьте себе дорогу с двумя полосами. На одной что-то случилось. Все едут по второй. Теоретически возможная скорость на ней - 70-90 км/ч, но недисциплинированные водители не хотят послушно ехать друг за другом, а обгоняют впереди идущих, стараясь вклиниться в действующую полосу слева и справа от основного, правильного потока. В итоге столпотворения скорость падает до 5-10 км/ч. Конечно, на каждый случай инспектора не поставишь, но это всего лишь пример, как при организации движения минимизируются потери - экономические, экологические. Мы ведь несем их, даже не будучи водителями: дышим выхлопными газами, переплачиваем за товары из-за транспортной составляющей...
в: В чем заключается идея разбить Москву на зоны и как камеры-счетчики помогут уменьшить там пробки?
о: У города уже есть естественное разделение территорий, каждая существует в среде сообщающихся сосудов. Точно вычислив количество перемещений внутри сосуда и между ними, мы составим уравнения, которые подскажут, где есть резервы пропускной способности и как их найти. То есть где нужно строить дорогу не по водительским ощущениям, а по точным данным. Чтобы наша необходимость в тотальных измерениях интенсивности дорожного движения в Москве была еще понятнее, приведу такой пример. В самых "пробочных" столицах мира раз в два года проводится конференция "Трафик и гранулированные среды". При чем, казалось бы, здесь гранулы? А вспомните, как мы достаем их, к примеру, из обычной солонки. Ее простое опрокидывание ничего не даст: первые участники этого движения высыплются, остальные встанут в пробку. Но если солонку потрясти - движение пойдет. Так что нужно считать гранулы и их характеристики.
в: Правда ли, что, если движение по Садовому и Бульварном кольцам сделать односторонним, они пропустят на 30% машин больше?
о: Я против цифр. Даже когда эта прозвучала от коллег в Мосгордуме, они сделали важную оговорку