Евросоюз решил не ссориться с Москвой
Литву и Польшу попросили не нервничать - переговоры по базовому соглашению с Россией Евросоюз возобновит уже в пятницу, несмотря на довольно театральные протесты этих двух стран. Такое решение накануне саммита Россия-ЕС (он пройдет в Ницце) приняли главы МИД организации.
27 министров иностранных дел ЕС встретились в понедельник в Брюсселе, чтобы выработать общую позицию перед началом саммита Россия-Евросоюз в Ницце. Итог встречи был предсказуем: свое отношение к прерванным в связи с конфликтом в Южной Осетии переговорам недвусмысленно высказали застрельщики мероприятия. Прежде всего председательствующая нынче в ЕС Франция. Стратегическое партнерство с Москвой в Париже считают необходимым. А Еврокомиссия еще 5 ноября выступила за "доверительное и зрелое партнерство" с Москвой.
Однако желание Брюсселя преодолеть сложный период в отношениях с Россией (это выгодно всем членам ЕС, которые на первое место ставят собственные интересы, а не политические обязательства перед кем-то еще) не помешало таким странам, как Польша и Литва, вплоть до последнего втыкать палки в колеса переговорному процессу. "Дуэт" в составе президентов Польши Леха Качиньского и Литвы Валдаса Адамкуса накануне брюссельской встречи выступил с заявлением, призвав ЕС не возобновлять переговоры с Москвой до "полного вывода российских войск из Грузии" и размещения наблюдателей ЕС и ОБСЕ "на оккупированных территориях Абхазии и Южной Осетии".
Президент Франции Николя Саркози назвал позицию двух стран "неразумной". В итоге их инициативу не поддержал никто. Даже единственный тяжеловес в антироссийской группировке ЕС - Великобритания вместе с примкнувшей к ней Швецией поддержала возобновление переговоров с Москвой "ради интересов Европы".
Таким образом, Евросоюз отказался от каких-либо "условий", выдвинуть которые Москве намеревались некоторые горячие головы из числа неофитов организации. Да это и понятно. Как уже прокомментировал решение брюссельской встречи постпред России при ЕС Владимир Чижов, в заключении базового соглашения о стратегическом партнерстве Москва заинтересована ничуть не больше, чем Брюссель. К тому же истинное сотрудничество им далеко не ограничивается: от российского газа в Европе пока отказаться не готовы.