Вашингтонские ночи
"В наш советский колумбарий!". - Собор вице-спикеров. - Пифагореец Морозов. - Всеобщий катарсис.
Авторов Конституции РФ иногда укоряют в том, что они нетворчески позаимствовали ряд положений Конституции США, в частности - вписали норму о ежегодном президентском послании, в результате чего уже третий президент вкупе со своей администрацией каждый год принужден выстрадывать энциклику. При том что послание - пресволочнейшая штуковина, иногда ловко выстрадывается, а иногда - ни в зуб ногой. Критики не учитывают, однако, воспитательной роли послания. Ex officio присутствующим при его оглашении вельможам положено тут же давать отзыв на послание, причем неразвернутые и краткосложные ответы типа "хорошо излагает", "интересные соображения" в зачет не берутся - рецензии должны быть не только хвалебными, но и изящно составленными, показывающими, что и вельможа не лишен ораторского дара.
В ходе кулуарного состязания обнаруживаются истинные дарования. Первенство, как и всегда, держит лучший и талантливейший поэт нашей эпохи В.В. Жириновский. Услыхав указание Д.А. Медведева о том, что "в закон о партиях надо внести поправки, обязывающие производить ротации руководящего партийного аппарата, бессменный с 1990 г. лидер либерал-демократов не был обескуражен прозрачным намеком "Тебе, старичок, в крематорий пора", а бодро отвечал: "Пора, батюшка, в наш советский колумбарий. Зюганову пора на пенсию, и я тоже перемещусь, но останусь на боевом посту, ну будет другая должность тоже. Дорогу молодежи! Молодой президент сказал, что молодежи дорогу, талантливой молодежи!". На добром лице Владимира Вольфовича выражалась готовность хоть сейчас предаться огненной ротации - чему, вероятно, способствовала мысль о том, что наш советский колумбарий приуготовлен Д.А. Медведевым также и для Г.А. Зюганова. Попутно В.В. Жириновского могла посетить та мысль, что пост почетного председателя тоже не дураки придумали.
Коллеги Владимира Вольфовича по верхнему классу тоже старались, но были менее тверды. Руководитель С. Осетии Т.Д. Мамсуров указал, что "первое послание Дмитрия Медведева в статусе президента страны свидетельствует о новом уровне политической культуры". Это, несомненно, приятно, но смущает вопрос: "а что же было в нашей стране с политической культурой в прошлом году?".
Вице-спикер верхней палаты А.П. Торшин, понимая, что ходить бывает склизко по камушкам иным, о том, что было близко, мы лучше умолчим, предпочел рассуждать о политической культуре соседей. Сенатор одобрил начинание с удлинением президентского срока до 6 лет, которое "оправдано также экономией средств и оптимизацией механизмов преемственности" - тем более что "у нас на глазах пример Украины, находящейся в состоянии постоянных выборов".
Примером Украины с ежегодно разгоняемой Радой можно оправдать абсолютно любое политическое устройство - тут доказательство от противного слишком универсально, что до оптимизации механизмов преемственности, то в максимальной степени указанные механизмы были оптимизированы во Франции в XVII-XVIII вв. С 1643 по 1792 г., т.е. полтора века, правило три короля. Экономия средств была колоссальной, что, правда, не избавило королевство от сильного дефицита - но без оптимизации дефицит был бы еще сильнее.
Единомысленно с коллегой рассуждал и думский вице-спикер от "Справедливой России" А.М. Бабаков, заметивший, что "увеличение сроков полномочий существенно повысит ответственность политиков, занимающих выборные должности", - справедливо рассуждая: пожизненное занятие должностей повысит ее до максимальной отметки. В любом случае пример, допустим, Ю.М. Лужкова, занимающего пост мэра Москвы с 1992 г., т.е. уже семнадцатый год, убедительно свидетельствует о том, что ответственность данного политика за исполнение своих обязанностей с каждым годом неудержимо нарастает.
Видя, что тут вопрос тонкий и диалектический, еще один из многочисленных вице-спикеров, единоросс О.В. Морозов вспомнил, что все оттенки смысла умное число передает, и разъяснил идею Д.А. Медведева арифметически: "Вполне логично, что когда это шестилетний период - это два бюджетных лага. Два раза по три года бюджета. Тем более что мы вообще стали планировать сегодня все вдолгую. У нас сегодня вырабатывается стратегия до 2020 года. Сколько это? 12 лет. А 12 разделить на 2 - это 6".
Все это сильно напоминает мнемонические способы, посредством которых солдат Швейк научал фельдфебеля, как запомнить номер паровоза 4268, в результате каковой мнемоники фельдфебелю стало дурно и доктор констатировал либо солнечный удар, либо воспаление мозговых оболочек, с другой стороны, не всякий парламент мира может похвалиться таким бравым вице-спикером-пифагорейцем.
При том что доводы в пользу удлинения инвеституры, изложенные в деяниях собора вице-спикеров, убедительны и назидательны, душу отчасти гложет сомнение при взгляде на заокеанского соседа, который считает возможным раз в четыре года - а не в шесть - устраивать забеги с возвышающим и умиляющим душу финалом. Победитель президентских выборов произносит речь, в глазах огонь, лицо горит, сам плачет, и мы все рыдаем. Даже известный своей суровостью режиссер М. Мур не удержался от рыданий, узнав о победе Б. Обамы. "Кто из нас не лишился на время дара речи, осознав это? Потекли слезы... Слезы облегчения. Появилось ощущение надежды в эпоху отчаяния", - объяснил режиссер. У деятелей искусства такое бывает - "Эти слезы // Впервые лью: и больно и приятно, // Как будто тяжкий совершил я долг, // Как будто нож целебный мне отсек // Страдавший член! Обама, эти слезы... // Не замечай их. Продолжай, спеши // Еще наполнить звуками мне душу".
Тем временем отсеченный Б. Обамой страдавший член Республиканской партии США Д. Буш - кто скажет, что Егор Егорович в дни своего малоудачного правления не страдал? - поспешил тепло поздравить преемника, отправив ему телеграмму, завершающуюся словами "Желаю получить удовольствие" ("and go enjoy yourself"). Склонность американского языка к расширительному употреблению слова "наслаждение" общеизвестна и часто служит для иностранцев источником соблазна. Телеграмма Егора Егоровича прямо-таки отдает "Египетскими ночами" (тоже в некотором роде африканский колорит, столь сегодня модный), могущими служить первоисточником для демократической присяги - "Клянусь... - о матерь наслаждений, // Тебе неслыханно служу, // На ложе страстных искушений // Простым наемником (народа Соединенных Штатов. - М. С.) всхожу". Судя по оставляемому наследству, наслаждений будет хоть отбавляй, а Егор Егорович напоследок явил себя как изрядная язва.
