Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Севастополе отказались от парада на 9 Мая по соображениям безопасности
Мир
В Кремле указали на нежелание будущего канцлера ФРГ Мерца налаживать отношения с РФ
Мир
Израиль одобрил планы расширения операции в секторе Газа
Общество
ФАС одобрила ходатайство «Магнита» о покупке «Азбуки вкуса»
Общество
Уголовное дело возбуждено после перестрелки в Махачкале
Общество
Депутат Госдумы Павел Качкаев умер на 74-м году жизни
Мир
СМИ заявили о сохранении Писториусом поста министра обороны в новом кабмине ФРГ
Мир
Посольство РФ сообщило о прибытии в Москву пострадавших при ударе по Йемену моряков
Общество
Путин заявил о хороших показателях Москвы практически по всем направлениям
Общество
ФСБ задержала во Владимирской области пособников телефонных мошенников
Происшествия
В Курской области при атаках БПЛА на автомобили погибли три человека
Мир
Путин обсудил с премьер-министром Индии ситуацию вокруг теракта в Пахалгаме
Общество
Блогер Шабутдинов на судебном заседании признал вину по делу о мошенничестве
Общество
Роскомнадзор сообщил об отсутствии сбоев в работе мобильных операторов
Мир
Число погибших при опрокидывании прогулочных судов в КНР возросло до 10
Армия
Экипажи Су-25 уничтожили прятавшихся в лесу боевиков ВСУ
Общество
Житель ХМАО задержан по подозрению в подготовке теракта на железной дороге

Простая русская Дульсинея

Говорят, лицедейство - по сути женская профессия. И все-таки великие актрисы появляются на свет через огромные паузы. Их мало, их очень мало, в наше время - так просто по пальцам перечесть. Одну из них Россия потеряла в мае 2005-го. Проклятый июль 2001-го вдруг показал: ге­роини Гундаревой давно стали для нас родными людьми, од­нако о ней самой мы не знаем практически ничего (фото)
0
Царственная Наталья Гундарева (фото: Виктор Горячев)
Выделить главное
Вкл
Выкл

Говорят, лицедейство - по сути женская профессия. И все-таки великие актрисы появляются на свет через огромные паузы. Их мало, их очень мало, в наше время - так просто по пальцам перечесть. Одну из них Россия потеряла в мае 2005-го.

Нельзя сказать, что мы по­няли значение Натальи Гун­даревой лишь тем майским утром, когда она скоропостижно - оторвался тромб - скончалась в московской больнице Святителя Алексия, не дожив до 57 лет. Или даже за четыре года до того, когда Наталью Георгиевну госпитализировали с диагнозом "ишемический инсульт" и страна жила скупыми сводками бюллетеней. Нет, Гундарева не испытывала дефицита зрительской и человеческой любви, скорее, наоборот, - старалась спрятаться от назойли­вых ее проявлений. Другое дело, что проклятый июль 2001-го вдруг показал: ге­роини Гундаревой давно стали для нас родными людьми, од­нако о ней самой мы не знаем практически ничего.

Все эти гражданки Никаноровы и сладкие женщины с ви­димыми и невидимыми миру слезами добывали себе хоть крупицу бабьего счастья, а в жизни сильный пол Гундареву боготворил. От поклонников отбоя не было. Темперамент­ный житель гор, подкараулив ее после спектакля, сказал прямо: "Ты дэвушка моей мечты. Вы­бирай: или в загс, или зарэжу"... Последний, третий муж Гундаревой - актер Михаил Филиппов. Человек с внешностью Наполеона (кстати, и ро­дившийся с ним в один день). Когда Филиппов пришел в труппу "Маяковки", оба - и он, и Гундарева - были несвободны. Филиппов, между прочим, приходился зятем самому Анд­ропову...

Актерство - жестокая про­фессия, требующая всего чело­века, без остатка. Наталья Гун­дарева не скрывала, что за ог­ромный свой успех заплатила многим. В первую очередь - здо­ровьем. И еще - нереализован­ным потенциалом материнства. Хотя именно ей довелось стать главной мамой всего СССР в картине "Однажды двадцать лет спустя"...

О Гундаревой ходили ле­генды - будто бы она саморо­док из глубинки и в Москву добиралась чуть ли не пеш­ком, как Михайло Ломоносов. После картины "Осень" на студию пришло письмо: "Пе­редайте товарищу Смирнову, что он молодец, потому что снимает не только профессио­нальных артистов, но и нас, простых людей. Крестьянка Гундарева прекрасно сыграла доярку Дусю..."

На самом деле Наталья Гун­дарева родилась и выросла в Москве, рядом с высоткой на Котельнической набережной. В детстве она воображала себя королевой (не крестьянкой). Зимними вечерами расчерчивала прутиком на сне­гу свои владения. Правда, пла­ны на будущее строила вполне реалистичные. Из десятого класса ушла в вечернюю школу, два года отработала в конструкторском бюро, занималась - трудно выговорить - реконст­рукцией железобетонных кера­мических комбинатов. Сдала два экзамена в МИСИ. А потом решилась и перекинула доку­менты в "Щуку".

Отец говорил ей: "Наташка, пока вокруг тебя обежишь - буханку хлеба съешь". Тугая круглолицая девочка знала, что такое комплексы. Тем более что конкурс в Щукинское училище был почти 300 человек на место. Точнее - 297. Абитури­ентка Гундарева надела розовое платье в огромных раскиди­стых цветах, накрутила волосы на папильотки, веки подсини­ла, губки и щечки подкрасила. Ей казалось, что в театральный принимают, как в институт физкультуры, - только самых здоровых. Однако по дороге от метро до училища она попала под дождь. Грим смылся. Цве­ты с платья как будто тоже. И все-таки ее приняли. На звезд­ном курсе - рядом с Юрием Богатыревым, Константином Райкиным, Натальей Варлей - она получила прозвище "ко­нопатое чудо"...

После окончания "Щуки" Гундареву приглашали четыре театра: "Современник", МХАТ, Вахтанговский и имени Мая­ковского. Андрей Гончаров предложил молодой выпускни­це сразу три роли. Правда, ни одну из них она впоследствии так и не сыграла. Зато отправи­лась на показ, затянутая в кор­сет. "Он обманул меня, а я его, - шутила потом Гундарева. - Мы квиты"...

Она хранила актерскую преданность Гончарову. На по­хоронах Мастера не была - сама в это время тяжело заболела. В го­довщину смерти легендарного худрука театр задумал издать сборник воспоминаний. Обратились и к Гундаревой, в то время проходившей курс реабилитации в подмосковном санатории. Михаил Филиппов отвез рукопись в театр, и ока­залось, что Гундарева первая выполнила задание. Это в ее характере. "...Зачем посыла­ются нам экстремальные си­туации (а я попала в таковую)? Наверное, для того, чтобы мы поняли, что в этой жизни важ­но, что нет... За эту болезнь я поняла, что, пожалуй, единст­венный человек, кроме моих родных, кому по-настоящему было необходимо мое здоро­вье, мои силы, я сама, - это был Андрей Александрович Гончаров. Я уверена, что, если бы он был жив, я бы уже рабо­тала, потому что он не пред­ставлял себе театр без меня..."

Восхождение Гундаревой было стремительным и триум­фальным. В 1974-м Липочка в спектакле "Банкрот" стала те­атральной сенсацией Москвы. Через пару лет фильм Влади­мира Фетина "Сладкая жен­щина" утвердил славу поисти­не народной актрисы. В 1977-1978-м она одновременно снималась в трех фильмах на "Мосфильме", в двух - на "Ленфильме", в одном - на "Беларусьфильме" и сразу в пяти телевизионных лентах. А в теат­ре начала репетировать Кате­рину Измайлову - леди Мак­бет Мценского уезда. Работала на износ. Отдыхать за всю жизнь как-то не научилась. Были роли, по-настоящему, без мистики отнимавшие у нее жизненную энергию. На гаст­ролях в Германии Гундарева сыграла свою Катерину четы­ре раза подряд. И от нервного перенапряжения потеряла слух. Звуки доходили, как че­рез вату...

Значительно позже, в Кие­ве, во время спектакля "Викто­рия" у нее случился гипертони­ческий криз. Потом всякий раз, лишь только приближалась со­ответствующая реплика, волна паники захлестывала, сжимала горло. Что делала Гундарева? Да ничего - просто продолжала играть.

Попав в аварию, она опаса­лась, что больше не сможет во­дить машину. И тоже - просто села за руль. Гончаров спросил: "Кому и что вы доказываете?" Гундарева ответила: "Себе, Андрей Александрович, себе".

Наталья Гундарева - далеко не сладкая женщина. В ее ин­тервью часто встречается категоричное "не люблю". Не люб­лю животных. Не люблю цирк. Не люблю работу на земле. Не люблю прессу... Не люблю смешить людей, стыдно... Не люблю ту­совки...

Общеизвестно, что по серь­езному поводу Гундарева могла и матерком подпустить. Излишней сентиментальностью она тоже не страдала. Я была свидетельницей такой сцены: вос­торженная журналистка ахает после спектакля: "Наталья Ге­оргиевна, я видела - вы плака­ли на поклонах..." "Да нет, - обрывает излияния Гундарева, - про­сто у меня, как у старой собаки, к вечеру глаза слезятся..."

Наталья Гундарева заслужи­ла право быть собой и никому ничего не доказывать. Хотя бы потому, что дала своей стране больше, чем получила взамен. Настоящая, стопроцентная звезда, она на всю жизнь сохра­нила детскую привычку к эко­номии. Долго кочевала по коммуналкам, лично занималась перепланировкой, высчитыва­ла кубометры паркета и кафеля. Ее родители рассказыва­ли, что первым словом, которое произнесла маленькая Наташа, было не "мама" или "папа", а "сама".

Последние годы Гундарева провела в трехкомнатной квартире на 1-й Тверской-Ям­ской. У них с Филипповым был дом в деревне и "Жи­гули"-"пятерка". Променять это все на "Мерседес" и виллу в Монако Гундарева никогда не мечтала. Даже если бы появи­лась вдруг такая возможность. "Не хочу, - говорила, - спать с двустволкой под подушкой..." Одна из немногих российских актрис, она никогда не снима­лась в рекламе. Хотя и предла­гали. "Один российский банк зазывал меня в свой ролик. Я знала, что за это платят пятьсот, ну тысячу долларов. Меня спрашивают: "Сколько бы вы хотели получить за свой труд?" Я говорю: "Десять тысяч долла­ров!" "Таких денег у нас нет..." - "Как же я могу рекламировать банк, у которого нет денег?"... Так что в сегодняшнем капризно-эпатажном понимании это­го слова Гундарева и не звезда вовсе.

Сильному человеку жить трудно. Сильной женщине - вдвойне. Однако кто мог предположить, что жанром ее судь­бы станет трагедия?

Это случилось 18 июля 2001 года на даче под Дедовском. В тот день Наталья Гундарева долго загорала, потом купалась в ледяной Истре и зани­малась на тренажерах. Вечером муж нашел ее лежащей в кухне на полу без сознания. Несколь­ко часов актриса провела в те­рапевтическом отделении горбольницы Дедовска. Оттуда ее доставили в НИИ скорой по­мощи им. Склифосовского, в отделение нейрохирургической реанимации. В "скорой" она впала в кому. 27 июля Гундареву перевезли в НИИ нейрохирургии им. Бур­денко.

Примерно в это же время из Франции пришло сообще­ние об инсульте у Жан-Поля Бельмондо. Через две недели Бельмондо покинул клинику... Что ка­сается Гундаревой, лишь спус­тя полтора месяца врачи разрешили перевести ее в обыч­ную палату. Однако специали­сты утверждают, что как раз в данном случае российская ме­дицина оказалась на высоте. Просто тяжесть гундаревского недуга была несопоставима с болез­нью Бельмондо.

О причинах инсульта Гунда­ревой много говорили. Строили догадки, делала ли она пластическую операцию... Актриса всегда настойчиво худела - русской красави­це всегда казалось, что ее слишком много... Под занавес последнего в ее жизни театрального сезона Гундарева вдруг отказалась продолжать репетиции во МХАТе в "Кабале святош". Таким образом, когда искали виноватых, под раздачу попал и Олег Табаков. Потом выяснилось, что график репетиций пересекался с работой в антрепризе - Гундаревой просто пришлось выбирать.

Декабрь 2002-го. Наталья Гундарева уже дома. Вышла погулять. Поскользнулась, упала, ударилась затылком об лед. Все произошло так стремительно, что муж не успел ее подхва­тить... Новая эпопея больниц и отчаяния. За что эти испытания актрисе, доставившей миллионам людей столько радости? За что выпало ей стать объектом охоты, выслеживаний, подглядываний, когда то в таблоидах, то на экране появлялось неузнаваемое - совершенно неузнаваемое, - но все-таки родное лицо...

Михаил Филиппов, проживший с Натальей Гундаревой 19 лет, оберегал жену от назойливого внимания во время болезни и молчал два года после ее смерти. В 2007-м вышла маленькая книжечка "Наташа" - откровенная только по эмоциональному выплеску. Подробностей там мало, много любви, боли и неутихающей тоски. Да и нам ее не хватает - Натальи Гундаревой.

Избранная фильмография Натальи Гундаревой

Здравствуй и прощай (1973)

Ищу человека (1973)

Назначение (1973)

Осень (1975)

Сладкая женщина (1976)

Труффальдино из Бергамо (1977)

Подранки (1977)

Вас ожидает гражданка Никанорова (1978)

Уходя - уходи (1978)

Осенний марафон (1979)

Отпуск в сентябре (1979)

Дульсинея Тобосская (1980)

О бедном гусаре замолвите слово (1980)

Однажды двадцать лет спустя (1980)

Одиноким предоставляется общежитие (1983)

Подросток (1983)

Хозяйка детского дома (1983)

И жизнь, и слезы, и любовь (1984)

Зимний вечер в Гаграх (1985)

Личное дело судьи Ивановой (1985)

Аэлита, не приставай к мужчинам (1988)

Две стрелы. Детектив каменного века (1989)

Паспорт (1990)

Собачий пир (1990)

Небеса обетованные (1991)

Виват, гардемарины! (1991)

Затерянный в Сибири (1992)

Петербургские тайны (1994)

Райское яблочко (1998)

Ростов-папа (2001-2004)

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности