До нас всегда добиралось его слово...
"Известия" связывали очень уважительные отношения с семьей Солженицыных. Мы никогда не дергали их по мелочам, однако серьезные вещи в жизни писателя не проходили незамеченными. Главным связующим нас звеном была незаменимая Наталья Дмитриевна. Зная ее, не приходится сомневаться: Александр Исаевич всегда получал наиточнейший отчет о событии, на котором побывала его жена и помощница.
На 90-летнем юбилее газеты Наталья Дмитриевна получала премию "Известность". За эту нашу почетную гостью мы волновались больше всего: многолюдное и все же утомительное мероприятие. И как же замечательно все получилось: Наталья Дмитриевна пробыла с нами достаточно долго, тепло поздравила газету, с удовольствием общалась и явно не пожалела времени, чтобы не огорчать хозяев праздника. А потом в "Известиях" представляли монументальный телесериал, и члены съемочной группы вместе с Натальей Дмитриевной долго и пылко обсуждали его уже за рамками пресс-конференции с журналистами. Из разговоров с Натальей Дмитриевной становилось ясно: вдвоем с мужем они обсуждали те встречи, на которых ей предстояло побывать. И всегда слово Александра Исаевича таким образом добиралось до нас.
На расспросы о главном человеке ее жизни, о его здоровье Наталья Дмитриевна обычно отвечала: неважно, но он работает. Его последняя напечатанная при жизни работа - о Голоде появилась на первой полосе "Известий" и вызвала колоссальный читательский отклик. А лауреат премии Солженицына, врученной несколько месяцев назад, Борис Екимов - очень мощный, ярчайший писатель - тоже станет, мы надеемся, другом нашей редакции.
У меня дома лежит работа Солженицына "Как нам обустроить Россию" с его автографом. Когда-то, в 90-е, я по поручению редакции просто позвонила в дом писателя в Вермонте, назвала свою фамилию, газету и заикающимся от страха голосом сказала Наталье Дмитриевне: "Мы бы очень хотели, чтобы работы Александра Исаевича вернулись в Россию..." То был наивный и нахальный звонок. Но на том конце провода не положили трубку...
Как жаль, что пришло время уступить этого Человека вечности...
Поссорить родные народы??
Александр Солженицын
Еще с 1917 года нам, советским жителям, какие только бесстыдные, хоть и бессмысленные, лжи не досталось услышать и покорно проглотить. И что Всероссийское Учредительное Собрание было не демократической попыткой, но контрреволюционным замыслом (а потому и разогнано). Или что Октябрьский Переворот не был (блистательный маневр Троцкого!) никаким даже восстанием - а обороной от агрессивного Временного (из интеллигентнейших кадетов) правительства.
Но те чудовищные искажения исторических событий - ни тогда, ни после не доходили до жителей западных стран, - и у них не было повода накоплять защитный иммунитет от неохватной дерзости и объемов такой лжи.
А Великий Голод 1921 года, от Урала, через Волгу и в глубь Европейской России, потрясший тогда нашу страну! Он скосил миллионы людей, только слово "голодомор" еще не употреблялось. Коммунистической верхушке казалось достаточно списать тот Голод на природную засуху, а жестокое ограбление крестьянского народа хлебозаготовками и вовсе не вспоминать.
И в 1932-33 годах, при подобном же Великом Голоде на Украине и Кубани, компартийная верхушка (где заседало немало и украинцев) обошлась таким же молчанием и сокрытием. И никто же не догадался надоумить яростных активистов ВКП(б) и комсомола, что это идет плановое уничтожение именно украинцев. Такой провокаторский вскрик о "геноциде" стал зарождаться десятилетиями спустя - сперва потаенно, в затхлых шовинистических умах, злобно настроенных против "москалей", - а вот теперь взнесся и в государственные круги нынешней Украины, стало быть, перехлестнувшие и лихие заверты большевицкого Агитпропа?? "К парламентам всего мира!" - Да для западных ушей такая лютая подтравка пройдет легче всего, они в нашу историю никогда и не вникали, им - подай готовую басню, хоть и обезумелую.
