ЕГЭ: только без паники
Нынешние результаты ЕГЭ в Петербурге принципиально не отличаются от прошлогодних. Как сообщили в Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий, выпускники показали приличные знания по всем предметам. Как выяснилось, лучше всего петербургские школьники справились с ЕГЭ по русскому языку.
Как заявила в среду в информационном агентстве "Росбалт" замдиректора центра Юлия Егорова, всего в Петербурге сдавали экзамен почти 50 тысяч человек, в том числе выпускники прошлых лет и учреждений начального профобразования. По всем предметам в северной столице результаты лучше, чем в других регионах. Хотя двоек экзаменуемые все равно нахватали - даже по тем предметам, которые сдавали по выбору. Как ни странно, с "великим и могучим" (этот экзамен - обязательный) выпускники справились вполне прилично, хотя он не принадлежит к числу легких предметов. Двоек здесь около 1900, неудовлетворительные оценки составляют 5 процентов (в среднем по России - 9,1 процент). Если судить о качестве знаний по количеству двоек, то хуже всего петербургские экзаменуемые справились с "добровольными" предметами - историей России (9 процентов двоек) и информатикой (7 процентов). То ли самооценка у ребят завышенная, то ли преподают им эти науки неважно. Хотя, как заметил начальник сектора модернизации комитета по образования Леонид Илюшин, катастрофы в этом нет - двойки школьники получали и на традиционных устных экзаменах.
Напомним, что единый госэкзамен в последний раз проходил в режиме эксперимента, со следующего года формально он становится всеобщим и обязательным. По этому поводу чиновники не паникуют.
- Петербург входит в ЕГЭ обдуманно и осторожно. Мы не бросались опрометью в сдачу абсолютно всех предметов, хотя технологически система к этому готова, - говорит Леонид Илюшин. - ЕГЭ - это живой организм, как и вообще школьное образование. Здесь нельзя что-то в одночасье закончить или начать. Просто экзамен переходит в штатный режим, становится обязательной формой государственной аттестации. Но подготовка к ЕГЭ - не цель школьного образования, а лишь одна из его задач. Сам по себе экзамен лишь фиксирует наличие, отсутствие или глубину знаний на данный момент времени.
Леонид Илюшин не считает корректным ставить знак равенства между результатами экзамена и качеством подготовки. По его мнению, "это достаточно рискованная подмена, хотя и очень соблазнительная".
По мнению первого проректора Академии постдипломного педагогического образования Елены Спасской, в процедуре единого госэкзамена есть противоречие между универсальным инструментарием оценки знаний и индивидуальностью ученика. Не исключено, что со временем ЕГЭ будут дополнять другие "жанры", которые позволят выпускнику проявить индивидуальность.
- Ребенка, как и самих педагогов, надо чуть ли не с первого класса готовить к работе по оценке знаний в разных форматах, чтобы не было стрессовой ситуации на экзамене, - считает Елена Спасская.
У Петербурга давно есть предложение по поводу расширения спектра аттестационных процедур. Здесь давно говорят о целесообразности некоего портфолио - документа, который бы фиксировал и показывал развитие ученика, его школьные успехи и достижения. Присмотревшись к такому портфолио, вузы могли бы учитывать индивидуальные качества и достоинства абитуриента.
Выпускники-2009, как и педагоги, пока не знают, какие именно предметы и сколько придется сдавать в обязательном порядке или по выбору. Больше всего вопросов по поводу литературы и математики. По неофициальной информации в КИМы (контрольно-методические материалы) по литературе внесены коррективы: отменена формальная часть, оставлены только творческие задания. О том, что предмет "Литература" в принципе не пригоден для тестирования, никто пока официально не объявлял.