"Зеленые милиционеры" попали под сокращение
В эти дни происходят печальные для некоторых московских милиционеров события: в 6 раз сокращается численность сотрудников экологической милиции. 12-летний эксперимент провалился. Есть ли о чем жалеть? Подразделение при ГУВД столицы по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды некоторые считают изобретением мэра Юрия Лужкова. Оно было создано в 1996 году по постановлению правительства Москвы, подписанному мэром, официально - в порядке эксперимента. Но новообразованная структура не была прописана в федеральном законе "О милиции", поэтому усердием тогдашнего главы МВД Владимира Рушайло и приказом и.о. начальника ГУВД Москвы Виктора Швидкина через три года ее упразднили. Но вскоре реанимировали.
Потом были новые попытки прикрыть странное ведомство, но неудачные - Тверская, 13 стояла насмерть. Бессменный руководитель подразделения полковник Константин Полуда отчитывался о сотнях уголовных дел, возбужденных против нарушителей. Однако Виктор Швидкин на пресс-конференциях утверждал, что дела эти разваливаются еще до судов.
Чем же занимается служба? В принципе, если вы засекли разжигателей костров в неположенном месте, после звонка в "02" на место происшествия может прибыть "экологический" милиционер. А может и самый обыкновенный. К тому же городские парки и представляющие ценность усадьбы патрулирует обычная милиция. Впрочем, время от времени экологам находили занятия. Например - останавливать на въездах в Москву грязные машины. Конечно, не самостоятельно - с участием гаишников. Или проводить операцию "Первоцвет" - тут тоже штрафуют на пару с обычной милицией. Есть еще операция "Ель" - милиционеры-экологи вместе с чиновниками из департамента потребрынка проверяют бумаги у торговцев на елочных базарах.
Картину дополнил наш собеседник - ныне он "малый бизнесмен", несколько лет назад - сотрудник экологической милиции. Фамилию просил не называть.
- Ну, чем мы занимались... - припоминает Владимир, - у нас была установка - люминесцентные лампы. Ими обычно пользуются магазины. Значит, ходи и в помойки заглядывай - не выкинул ли кто лампу. Они вредные, их надо утилизовывать. Если обнаружится в помойке - магазин надо оштрафовать и самому организовать утилизацию - доставку, оформление и т.д. Ну, вы представляете. Если акция какая - приходилось в это ввязываться. А так - нет.
- Так что же вы, целыми днями в кабинетах в карты играли?
- Нет, работали. У нас в основном офицеры служат. Так и ходили - капитаны да майоры - по магазинам, автозаправкам. Как ОАТИ. Мусор, наледь, бак течет - штраф.
Теперь ходить по магазинам и автозаправкам в очередь с ОАТИ (объединениями административно-технических инспекций) будет почти некому.
- В главке служили 54 сотрудника, - рассказал "Известиям" наш источник в ГУВД Москвы, - во всех округах в сумме 550. Теперь в округах никого не останется, весь штат сосредоточится в главке - 94 сотрудника. Сохранит ли свою должность Константин Полуда, пока неизвестно.
С другой стороны, жалко потерять экологическую милицию. Она призвана бороться с незаконными порубщиками деревьев. Катастрофическое "облысение" Москвы и Подмосковья - серьезная проблема. Но беда в том, что даже на самые жестокие вырубки у дровосеков имеются разрешения. Порубщик-нелегал - редкая для наших мест птица. А если она и попадется, ее отпускают с миром. Буквально месяц назад мировой суд наказал одного из строителей железнодорожного участка от Савеловской ветки в "Шереметьево" 15 тысячами рублей штрафа. За вырубку 10 кубов елей с ущербом федеральному лесному фонду в 135 тысяч рублей.