Техника опасности

Расследование причин взрыва, произошедшего 1 октября 2007 года на конезаводе "Азинский" в Чернушинском районе, длилось пять месяцев, собрано шесть томов материалов. За гибель четверых сотрудников и нанесение увечий троим следствие возложило ответственность на исполнительного директора ФГУП "Племенной конезавод "Азинский" Игоря Яковлева. Он обвиняется по двум статьям УК РФ - "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц" и "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков".
По версии следствия, 27 сентября 2007 года на предприятии была зафиксирована утечка газа, которым обогреваются теплицы конезавода. Для поиска неисправности газопровода на ФГУП были приглашены представители компании "ЛУКОЙЛ", обслуживающей данный объект. Специалисты обнаружили деформацию и разрыв на поверхности конденсатосборника, после чего отключили подачу топлива на "Азинский".
Поскольку оставить без отопления теплицы было нельзя, на предприятии было принято решение своими силами устранить дефект емкости. Но, как следует из материалов дела, рабочие не обладали специальными навыками сварки подобных объектов, и им не удалось полностью ликвидировать горючие вещества из емкости. Вследствие этого произошел взрыв, погибло три человека, тела рабочих разметало на семьдесят метров. Три человека получили серьезные травмы.
Как пояснил "Известиям" гособвинитель прокуратуры Пермского края Александр Утемов, правонарушение, допущенное Игорем Яковлевым, выражается в его бездействии. На предприятии не было организовано обучение руководителей и специалистов правилам безопасного ведения работ и охране труда в газовом хозяйстве, не проводились аттестации сотрудников, не было назначено лицо, ответственное за эксплуатацию газового оборудования, не издавалось документов, определяющих порядок работ, и не разрабатывались инструкции по проведению газосварки.
В следствии выяснилось, что Яковлев уже после происшествия издал восемь приказов, которыми он пытался переложить свою ответственность на других, в том числе и на погибших. "В материалах дела нет доказательств того, что Яковлев распорядился о проведении сварки на газовом оборудовании. Подсудимый и его адвокат утверждают, что решили отремонтировать конденсатосборник на свой страх и риск", - сообщил "Известиям" Утемов.
Игорь Яковлев в следствии не признавал своей вины, но частично сознался в содеянном уже во время суда. Он подтвердил, что издавал приказы "задним числом" и что на предприятии нарушались правила безопасности. При этом адвокат Яковлева заявил, что между проведением сварочных работ, взрывом и отсутствием норм безопасности нет причинно-следственной связи. Также он доказывал, что люди сами понимали, что нормы безопасности не выполнены.
Потерпевшие, а это четверо представителей погибших и трое непосредственных участников ЧП заявили гражданские иски. Причем одной из пострадавших в суде Яковлев компенсировал моральный вред. Остальные заявили уже вне уголовного процесса иски к работодателю - ФГУП "Племенной конезавод "Азинский".
Гособвинение настаивает на условном наказании - пять лет с тремя годами испытательного срока. "Я основывался на просьбах потерпевших лояльно отнестись к Яковлеву, а также учитывал, что преступление совершено по неосторожности", - пояснил "Известиям" Утемов.