Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
НХЛ обновила логотипы в соцсетях в честь Александра Овечкина
Общество
В Республике Коми трое взрослых и ребенок пропали без вести на озере
Спорт
Болельщики «Вашингтона» назвали Овечкина величайшим игроком всех времен
Мир
Сийярто назвал главу МИД Эстонии ярым сторонником конфликта на Украине
Мир
Около 10 тыс. человек вышли на митинг в поддержку Ле Пен в Париже
Общество
В Москве объявили «оранжевый» уровень погодной опасности
Мир
Один человек погиб при крушении спасательного вертолета в Японии
Мир
Зеленский призвал США организовать производство ЗРК Patriot на Украине
Общество
Ликвидированы четыре очага ландшафтных пожаров в Дагестане
Мир
США не будут откладывать введение в действие пошлин
Мир
В Белом доме связали отсутствие пошлин в отношении России с переговорами
Мир
В ЦАХАЛ сообщили об успешном перехвате большинства выпущенных из Газы ракет
Происшествия
В Москве госпитализировали школьника и его сестру после химических опытов
Мир
В Иране призвали создать ядерное оружие для равноправного диалога с Западом
Общество
Умерла народная артистка Украинской ССР Таисия Литвиненко
Общество
Россиянам рассказали о новом способе мошенничества с телефонными кодами
Мир
Нетаньяху сообщил о планах обсудить с Трампом пошлины США

В Грозном, на улице Шекспира

Июнь 1991 года. Мы с собкором по Кавказу Али Казихановым по указанию главного редактора едем в Грозный на I съезд народов Чечено-Ингушской Республики (ЧИР). Незадолго до того состоялось продолжение Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), который заявил о создании независимой Чеченской Республики. А еще в ноябре он поддержал добровольный "развод" с Ингушетией
5
Выделить главное
Вкл
Выкл

Июнь 1991 года. Мы с собкором по Кавказу Али Казихановым по указанию главного редактора едем в Грозный на I съезд народов Чечено-Ингушской Республики (ЧИР). Незадолго до того состоялось продолжение Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), который заявил о создании независимой Чеченской Республики. А еще в ноябре он поддержал добровольный "развод" с Ингушетией. И организованное властями ЧИР торжество противопоставляло этим действиям демонстрацию единения народов. Обилие гостей, приветствий, умиротворяющий тон...

В перерыве ко мне подошел посланец председателя исполкома ОКЧН генерала Дудаева и предложил с ним встретиться. Вечером к гостинице пришла машина, и нас с Али отвезли к частному одноэтажному дому на улице имени Шекспира. Тогда название вызвало улыбку, теперь же вспоминается почти как предсказание будущей трагедии. Энергичные молодые люди расступились у входа, а в комнате навстречу поднялся генерал в штатском. На столе - конфеты, шампанское, блюдо черешни. Мы предпочли чай. А пригласил Дудаев корреспондентов, чтобы познакомить с решениями конгресса - предельно жесткими. Прекращение деятельности ВС ЧИР. Передача всей власти исполкому ОКЧН. Подготовка Конституции и новых выборов парламента и главы независимой Чеченской Республики.

- Вопрос о подписании договора с Россией станет только тогда, когда нами будет создана своя структура государства, - пояснил Дудаев и добавил: - Хотя без помощи России решения проблемы не мыслю. Сначала все вопросы будем решать с Россией, потом с Союзом.

Сидя в доме у родственников, Дудаев держался с такой уверенностью, как будто бразды правления уже были в его руках. Непреклонность и решимость действовать сделали его харизматической фигурой среди сторонников. Хотелось понять, что он за человек. Обстановка располагала к такой беседе. Но вспоминал успешный генерал лишь о том, что у него наболело на душе.

Родился он по дороге в ссылку. В брошенном бараке под Павлодаром семья едва выжила до приезда отца, перегонявшего скот. Он увез их на юг Казахстана. В высшее летное училище Дудаев пробился лишь с третьей попытки, несмотря на упорную подготовку и первый спортивный разряд. Начав с лейтенанта, 15 лет прослужил в Сибири в одном гарнизоне, пока командующий воздушной армией не добился его производства в полковники и не выпал шанс поступить в Военно-воздушную академию имени Гагарина. "На каждом этапе, - рассказывал генерал, - система не давала мне ходу, но находились нормальные люди. А уж там, где я учился и работал, меня уважали". В Тарту, на последнем месте службы, его, начальника гарнизона, избрали членом бюро горкома партии, из которой он, кстати, сам не выходил.

Почему же в зените карьеры вдруг ушел в запас? "На конгрессе, - отвечал Дудаев, - я был почетным гостем и не ожидал, что меня выдвинут в исполком, отказывался. Сразил довод старика из Ачхой-Мартана: генералов, мол, в армии много, а он здесь один, пусть послужит своему народу. Решение было трудное, но я сделал однозначный выбор". Делая выбор, он, однако, хотел невозможного: уйти из России и сохранить ее расположение, заключить межгосударственный союз. Конфликт предугадывался неизбежно.

В заметках о сложной ситуации в республике мы написали о встрече с Дудаевым, но рассказ о его судьбе в них не лег ("Кавказский меловой круг". "Известия". N 176. 1991).

Дудаев не скрывал своих бонапартистских амбиций, их питал его безоглядный идейный фанатизм. Но опасность генерала тогда явно недооценивали. До его прыжка во власть оставалось восемь недель.

E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением