Русские Каннтрасты

В среду открылся 61-й международный кинофестиваль в Канне. Спустя полвека после каннского триумфа фильма Михаила Калатозова "Летят журавли" мы представлены не в конкурсе, а в параллельных программах. Зато новой героине российского кино, режиссеру Валерии Гай Германике, недавно исполнилось 24 - столько же, сколько было в 1958-м Татьяне Самойловой, звезде того фестиваля. Однако Лера в Канне не дебютантка. Два года назад там уже показали ее документальный фильм "Девочки". Теперь во Франции увидят первую художественную ленту Германики "Все умрут, а я останусь", о девочках-подростках. Эта тема волнует нас сегодня не меньше, чем в 50-х волновала война. Каждая эпоха находит свои актуальные сюжеты.
Режиссер Валерия Гай Германика: "Если все трагично - значит, я влюблена"
24-летняя москвичка отправилась покорять Канн со своим новым фильмом
"В ЖЖ меня читают девушки моих бывших"
вопрос: Какое у вас сегодня настроение?
ответ: Ой, такое вот (хаотично машет руками). Непонятное, перевернутое. Ремонт сейчас в новой квартире. Ходила в паспортный стол, ребенка прописывала. Потом незнакомую бабушку через дорогу переводила. То ли она была пьяная и упала, то ли трезвая... и тоже упала. Потом еле нашла это кафе (улыбается).
в: Вы вообще-то оптимист?
о: Один день я оптимист, другой - воспринимаю мир очень трагично. Но до беременности, когда можно было пить, было лучше (улыбается).
в: А когда устаете - чем поднимаете себе настроение вечером дома?
о: У меня такого не бывает, прямо такого плохого настроения. Если все трагично, значит, я в кого-то влюблена. Но в этом есть и что-то светлое... У меня две собаки, так вот, я беру маленькую собаку, обнимаю ее, глажу. Релакс такой. Раньше мне мама давала собаку эту в руки, и все становилось хорошо. Ну в интернете иногда сижу, в Icq.
в: В Живом Журнале...
о: В ЖЖ меня читают все девушки моих бывших. Не комментируют, а просто читают. Знаете, зачем я ЖЖ завела? Вывешивать фотки, чтобы все, кто меня обижал, смотрели, какая я красивая, и локти кусали (смеется).
"Я могла быть такой эмоциональной!"
в: Вы едете в Канн с новым фильмом "Все умрут, а я останусь". Про что фильм?
о: Фильм про трех девочек, которые всю неделю собирались на дискотеку, а потом пришли - и все, конец (смеется). Главную роль сыграла Полина Филоненко, ее мне посоветовала Разбежкина Марина Александровна, мой педагог. И Полину привезли, она сценарий уже знала и сама выбрала себе роль.
в: Говорят, вы жесткий режиссер.
о: Да, но никто не жалуется. Были моменты, где героиня плакать должна, например, - и я актрисе сказала, ну выбери сцену, которая тебе больше подходит, а мы сценарий перепишем. Я добиваюсь почти стопроцентного совпадения с реальностью, я же документальный режиссер. Это дисциплинирует, у меня актеры трудолюбивые.
в: Вам подростки интереснее, чем взрослые. А в какой момент, по-вашему, происходит превращение ребенка во взрослого?
о: У каждого по-разному. Есть взрослые инфантилы, а есть молодые старички. Опыт взросления может прийти с несчастьем, а может - со счастьем... Я сама чувствую, как становлюсь холоднее. Это даже пугает, обламывает. Говорю как-то человеку, сильно накосячившему в моей жизни: зачем сделали меня холоднее раньше времени? Я же могла еще быть такой эмоциональной.
"Женщины сами виноваты, что мужики такие"
в: В одном из интервью вы сказали, что родители отправили вас в лицей вместо школы, чтобы вы не стали пионеркой.
о: Нет, это было вранье и провокация! Я не пошла в первый класс, потому что была альтернатива - пойти в лицей. На тот момент за меня решали родители. Это был гуманитарно-религиозный лицей, без точных наук. Мы там лепили из глины деву Марию и коров. У меня художники и вообще творческие люди в роду.
в: Вы ведь и в музыкальной группе играли?
о: Да, у нас был такой стиль, гранж-готика. Я рычала гроулингом. Мы нигде не выступали, а потом распались. Иногда играю на пианино и на гитаре для себя.
в: А дочь как будете воспитывать?
о: Консервативно. Я вообще консервативный человек. Забеременела в начале проекта и родила в конце, так что кино она впитала с молоком матери. Ходила с ней на концерт Мэрилина Мэнсона, сейчас она засыпает под Placebo. Главное, чтобы она чувиха была хорошая.
Было бы сложнее, если бы мальчик родился. Мужчин надо воспитывать. Бывает, вижу парня с девушкой в метро, он ее ведет в парк погулять - и при ней деньги считает. Как можно при женщине деньги считать? Женщины сами виноваты, что мужики такие.
"У моей собачки есть костюмчик морячка"
в: Правда, что режиссерский мир вас разочаровал?
о: Нет, я вообще людьми перестала восхищаться, у меня раньше кумиров было - во-о-о! Потом поняла, что все мои герои давно умерли, лет сто назад. От последнего "Кинотавра" у меня была депрессия... Потом меня предали, я не думала, что можно так обманывать. И увидела мир с другой стороны.
в: А еще вы когда-то писали письма режиссерам...
о: Писала. "Здравствуйте, режиссер такой-то! Я Лера Германика, сняла фильм "Девочки". Можно с вами познакомиться?" Или на фестивале подхожу и знакомлюсь. У меня любимый актер - Макдауэлл. Однажды поперлась к нему на съемки. Смотрела в его голубые глаза...
в: Еще известна история, как вы во время практики устроились на порностудию...
о: Ой, у меня просто кумир был Тинто Брасс, замечательный режиссер. Я даже как-то с ним по телефону говорила, когда приехала к Макдауэллу. Так вот, я хотела снимать, как Брасс, поэтому и пошла на порностудию. А там такое г... снимают! Но это не практика была, а работа, за деньги. Быстренько там всему научилась. Камерой двигаю хорошо, это главное.
в: А эти ваши слова в одном интервью про "выйду замуж за миллионера и перестану снимать кино" - это была шутка?
о: Нет, ну если я полюблю миллионера, с удовольствием выйду за него.
в: Зачем вы состоите в интернет-сообществе "handmade.ru", вы что-то мастерите своими руками или покупаете?
о: Покупаю, много вещей. Я там нашла девочку, она сшила костюмчик морячка собачке моей. Она в нем в Канн поедет.
в: А вы уже решили, в чем поедете в Канн?
о: Хорошо, я в свое время накупила платьев дизайнерских, с вышивкой, и еще не успела все надеть. Проблема только, грудь после родов выросла, и теперь они мне тесны. Завтра приедет Полина из Питера, и вместе с тремя моими "девочками" обсудим, что нам надеть.
Анкета героини, Канн-2008
Возраст. Сейчас Валерии 24 года. А в первый раз она поехала в Канн в 22 года - фильмы Германики "Девочки" и "Сестры" участвовали во внеконкурсной программе "День России".
Что в багаже. Училась в Тимирязевской академии, в ГИТИСе, бросила, поступила в школу кино и телевидения "Интерньюс", которую окончила в 2005 году. Успела и поработать на порностудии, и снять 6 фильмов, замеченных критиками.
Семейное положение. Не замужем. Дочке Октавии - 2 месяца.
Награды. Ее дебют в документальном кино "Девочки" был представлен на фестивале "Кинотеатр.doc" и стал "лучшим коротким метром" "Кинотавра".
Цитата. "Я поняла, что все мои герои давно умерли, лет сто назад".
Фильмография режиссера
2005 г.: "Сестры", док.
2005 г.: "Девочки", док.
2006 г.: "Мальчики", док.
2006 г.: "Уехал", док., совместно с реж. Борисом Хлебниковым.
2007 г.: "День рождения Инфанты".
2008 г.: "Все умрут, а я останусь".
Татьяна Самойлова, исполнительница роли Вероники в фильме "Летят журавли": "Софи Лорен чуть не расплакалась!"
24-летняя актриса 50 лет назад стала главной героиней фестиваля в Канне
"Естественно, эмоции на том далеком Каннском фестивале 1958 года были непередаваемые. Все-таки, такой громкий дебют на таком престижном кинофестивале! Никаких инструктажей перед поездкой со мной специально не проводили, но помогало то, что я почти в совершенстве владела английским...
После премьеры - она прошла в Грузии, и грузины приняли картину великолепно, фильму дали первую категорию и решили отправить во Францию на кинофестиваль... Конечно, мне хотелось увидеть всемирно известных актрис, познакомиться с ними. Это был тот воздух, тот кислород, которого мне не хватало. Мы же так во время войны болели, так тяжело было...
В Канне мне присудили премию за лучшую женскую роль, вручили "Апельсиновое дерево" за красоту... После этих наград я долго не снималась... Тогда мы до последнего момента не верили, что "Золотую пальмовую ветвь" дадут нашему фильму "Летят журавли".
Это было для меня скорее не счастье, а стресс. И не только от нежданной награды - от самой обстановки фестиваля. Я же, 24-летняя девчонка, попала в самый цвет европейского бомонда! Поразило, что, когда объявили победителей, весь огромный зал - и европейцы, и американцы, - все встали и начали аплодировать.
Потом появилась и гордость за хорошо проделанную работу. И теперь я считаю фильм "Летят журавли" лучшим в моей карьере.
Помню, был еще повод для переживаний: я не видела, как жюри реагировало на фильм, так как вместе с оператором Сергеем Урусевским сидела в другой ложе. Но мне потом рассказывали, что холодные и непреклонные члены жюри чуть не расплакались в эпизоде смерти Бориса. Плакали и мои кумиры, величайшие актеры того времени, - Шарль Буайе, Даниэль Дарье, Софи Лорен... Мне тогда вручили сразу множество премий, даже посадили апельсиновое дерево в мою честь.
Вообще, сам фильм потребовал от меня много усилий, как моральных, так и физических. Я тогда неважно себя чувствовала - болячки времен войны обострились. Однажды даже на 20 минут потеряла сознание. Но ничего, слишком серьезных проблем не было.
Но все-таки, я считаю, главным успехом мы обязаны великому режиссеру Михаилу Калатозову. Он мой учитель в кино, у него я снималась до последних дней его жизни. Любила Михаила Константиновича безумно, глаза его забыть не могу. Работала в кадре и смотрела на него, смотрела..."
Анкета героини, Канн-1958
Возраст. В 1958 году, когда Самойлова приехала в Канн с фильмом, получившим "Золотую пальмовую ветвь", ей было 24 года.
Что в багаже. В школьные годы Самойлова занималась балетом, даже окончила балетную студию при Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1953-56 годах училась в Щукинском училище. Роль Вероники стала ее актерским дебютом в кино.
Семья. Татьяна Самойлова тогда была замужем за актером Василием Лановым, с которым познакомилась во время учебы в "щукинке".
Награды. За роль Вероники жюри Каннского фестиваля вручило Самойловой специальный диплом за лучшую женскую роль и премию "Апельсиновое дерево".
Цитата. "Я пережила на экране судьбу Вероники и освободила ее душу от военного насилия. Я вложила в эту роль всю себя".
Избранная фильмография
1957 г.: "Летят журавли".
1961 г.: "Альба Регия".
1967 г.: "Анна Каренина".
1975 г.: "Бриллианты для диктатуры пролетариата".
1991 г.: "Анна Карамазофф".
2000 г.: "Нет смерти для меня".
2004 г.: "Московская сага", сериал.
Какие российские фильмы покажут на Каннском фестивале в этом году?
Прошлый год, когда за "Золотую пальмовую ветвь" боролись сразу два российских фильма: "Изгнание" Звягинцева и "Александра" Сокурова, похоже, стал исключением из правил. В конкурсе 61-го Каннского кинофестиваля наших картин снова нет. Зато их немало во второстепенных программах смотра, куда, как правило, попадают многообещающие работы дебютантов.
Занятно, что почти все представители России в Канне - выходцы из бывших союзных республик, где о ренессансе кинематографа даже не заикаются и о миллионных кассовых сборах не мечтают. А в результате камерное кино о жизни глубинки попадает на Каннский кинофестиваль, в то время как разрекламированные российские блокбастеры вроде "Дневного дозора" или "9 роты" довольствуются показами на проходящем по соседству кинорынке.
Пожалуй, наибольшего успеха среди наших картин, попавших в Канн, добился "Тюльпан" Сергея Дворцевого. Он будет показан в конкурсе дебютантов "Особый взгляд" и сможет претендовать на призы фестиваля. Впрочем, российским происхождение фильма можно назвать лишь с натяжкой. Бывший документалист Дворцевой живет в Москве и работает на деньги столичных продюсеров, но родился он в Казахстане, и картина его про Казахстан.
Главный герой возвращается из армии в родную деревню и мечтает стать чабаном, но для этого ему нужно жениться. Единственную в радиусе 100 километров незамужнюю девушку зовут Тюльпан.
В программе дебютных короткометражек "Синефондасьон" представлена 33-минутная работа Дианы Мкртчян "Гата". 30-летняя выпускница Высших режиссерских курсов родилась в Грузии, выросла в Армении, а последние 12 лет живет в Москве и снимает документальное кино. Героями ее игрового дебюта стала семья беженцев из Баку, живущих в Подмосковье. Главные роли исполняют армянские переселенцы.
Непрофессиональные актеры играют и в фильме грузина Бакура Бакурадзе "Шультес" - драме о спортсмене, который, закончив карьеру из-за травмы, стал вором-карманником. Создатели картины искали своих "героев" по объявлениям в журнале. Эксперимент удался. Ленту уже пригласили в каннский "Двухнедельник режиссеров" и в конкурс "Кинотавра".
Единственной москвичкой, которая в этом году отправилась на Лазурный Берег, стала 25-летняя Валерия Гай Германика с фильмом "Все умрут, а я останусь".
Компенсировать отсутствие наших картин в основном конкурсе Канн должно строительство Российского павильона, а также чуть ли не ежедневные русские вечеринки. Помимо торжественного открытия павильона гостей фестиваля ждут приемы в честь 100-летия российского кино, а также в честь 50-летия картины "Летят журавли" - первой и пока что единственной нашей ленты, которая была удостоена Золотой пальмовой ветви.