Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Композитор Юрий Фалик: "Иногда хочется шарахнуть по телевизору молотком"

Пятый международный конкурс имени Прокофьева определился с лучшими композиторами и дирижерами. О том, почему среди лауреатов практически нет россиян и долго ли еще ждать новых Бахов, Моцартов и Мусоргских, корреспонденту "Известий" рассказал известный петербургский композитор Юрий Фалик, возглавлявший жюри по специальности "симфоническое дирижирование"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пятый международный конкурс имени Прокофьева определился с лучшими композиторами и дирижерами. О том, почему среди лауреатов практически нет россиян и долго ли еще ждать новых Бахов, Моцартов и Мусоргских, корреспонденту "Известий" рассказал известный петербургский композитор Юрий Фалик, возглавлявший жюри по специальности "симфоническое дирижирование".

вопрос: Член жюри одного из музыкальных конкурсов признался, что его порадовало ассорти - были и трюфели, и батончики, и леденцы. А что у вас было?

ответ: Честно говоря, разнообразного ассорти не почувствовал, потому что в основном соревновались ребята петербургской школы и из Китая, Кореи, Японии. Как я выяснил, в Америке, например, о конкурсе просто не знали. Так что был шоколад и черный хлеб. Кстати, это сегодня характерная тенденция, когда Корея, Китай и Япония с невероятной мощью завоевывают престижные места на конкурсах, занимают рабочие места. Знаю много американских оркестров, где играют по 15-20 выходцев из этих стран.

в: Почему так происходит?

о: Я объясняю такую тенденцию, во-первых, как определял Лев Гумилев, пассионарностью. Это древние нации и в то же время молодые, из почти феодального состояния они сделали колоссальный рывок не только в исполнительском искусстве, но и в технике, науке, медицине. Во-вторых, молодые музыканты, в отличие от наших, много ездят по миру, посещают семинары, фестивали, мастер-классы великих дирижеров. Они видят разные стили, школы, общаются с разными музыкантами, это их раскрепощает. Наши общаются в основном со своими педагогами - пусть даже замечательными мастерами, варятся в собственном соку. Из-за чего они чуть-чуть закомплексованы. Допустим, если педагог скажет студенту: "Не делай этот жест", он его не будет делать. А если бы он поездил по миру, то увидел бы, что, по большому счету, дело-то не в жесте. И кроме того, философия, религия, эстетика Востока по отношению к музыке совершенно другие. Их исполнители ищут в музыке свет, радость, это наполняет их невероятными эмоциями, они раскованны. Наши ребята тем временем в основном с чем-то борются, что-то доказывают.

в: С чем борются?

о: Да все русское искусство с чем-то боролось. Чайковский - с судьбой, фатумом, Шостакович - с режимом. И вот эта постоянная борьба человека в какой-то мере закомплексовывает и не дает ему возможности раскрыться. Он сосредоточен на своей узкой проблеме. Я не заметил на конкурсе, чтобы наши молодые дирижеры полностью отдавались музыке. Не задумываясь о том - как взмахнул третью долю или ауфтакт. Это должно быть за скобками, а дирижер должен заниматься другим - сущностью музыкальной материи. Плюс - отдаться музыке, не искать в ней подтекста. Русское искусство всегда его искало и вкладывало, советское искусство вообще все на нем держалось. Западные музыканты не знают - что такое подтекст. Зачем? Вот она - гениальная музыка.

в: Среди лауреатов нынешнего конкурса нет ни одного российского дирижера. Хорошо хоть, что композиторы есть.

о: Хотя композиторский конкурс в этом году не показался мне очень ярким. Что касается наших, открою вам секрет - с большим трудом нам удалось провести в третий тур российского дирижера. Я выступил перед членами жюри с пламенной речью. Сказал: "Друзья мои, это несколько неловко. Мы проводим конкурс имени великого Прокофьева в городе, где он получил образование, стал известным и куда неоднократно возвращался. Боюсь, что нас не поймут не только в Питере, но и на Западе. Здесь всегда были великие педагоги, учителя, которые дали миру выдающихся дирижеров - Гергиева, Темирканова, Дмитриева, Янсонса". В общем, под нажимом коллеги согласились. И решили пропустить в третий тур Михаила Леонтьева, он в итоге стал дипломантом.

в: Есть у вас пожелания к организаторам следующего конкурса?

о: Нужно кардинально изменить его программу. Чтобы не было таких вещей, когда в программе второго тура на выбор стоит Третья симфония Бетховена и Концерт для оркестра Бартока, это несравнимые вещи. Бетховена проходят в классах, а концерт Бартока в последний раз в Петербурге играли лет 15 назад. И, как назло, всем русским дирижерам достался Барток. Дальше: конкурсантам нужно предоставить хорошие оркестры. А то во втором туре оркестр не только не помогал им, а, наоборот, мешал.

в: Вы учились по классу виолончели у Ростроповича, но стали композитором и дирижером. Хотя бы для себя потом садились за инструмент?

о:  В Америке я дирижировал университетским оркестром, и на репетициях какое-то место никак не получалось. Английский у меня был ужасающий, я не мог объяснить моих пожеланий. Тогда в отчаянии схватил у концертмейстера виолончель и сам показал - как надо. Музыканты просто онемели. Наверное, решили, что я так могу любой инструмент схватить и показать. После этого несколько квартетов попросили, чтобы я с ними провел мастер-класс. Когда ректор университета узнал об этом, он меня вызвал и говорит: "Маэстро, мы хотим, чтобы вы приняли участие в профессорском концерте. Я соглашаюсь: "С удовольствием. Надо продирижировать?" - "Нет, на виолончели играть". Думал, есть стопроцентный шанс откреститься: "Да у меня виолончели нет" - "А мы вам принесем". Принесли роскошную виолончель XVIII века, итальянскую. И я сел заниматься. После двадцатилетней паузы. Спасла хорошая физиологическая приспособляемость. Ростропович тоже мне признавался: "Знаешь, могу не заниматься месяцами, а потом выхожу и играю". Пальцы помнят и быстро приспосабливаются. Потом у меня руки безумно болели. Но ничего - вышел и играл с профессорами. Было это в 1991-м, больше за инструмент не садился. И виолончели у меня уже нет. Чтобы никакого соблазна, и чтобы не приставал никто.

в: Критики пишут, что композитор Фалик ставит перед хором интересные, но часто трудновыполнимые задачи. Вы намеренно это делаете, или само собой так выходит?

о: Все зависит от замысла. Если пишу обработку русской народной песни, то ищу простоты и ясности. И, естественно, нахожусь в стилистике русского фольклора. Если пишу, например, хоровой концерт на стихи Северянина, то пытаюсь приблизиться к стилистике автора. Не хочу быть отдельно, а Северянин - отдельно. Хочу написать музыку, которая не пойдет в разрез с его стихами. Или - хоровой концерт на стихи Пушкина, в нем последний номер - "Бесы". Разумеется, это сложная и для хора почти инструментальная вещь. Но когда хороший хор это выучивает, получается блестяще. Я заметил: чем труднее задачу ставишь, тем в итоге лучше результат. Одолев сложности, хор повышает свое мастерство на маленькую ступеньку.

в: Вас называют человеком оттепели. Вы ее почувствовали?

о: Школу закончил через два года после смерти Сталина. Студентом еще чувствовал "заморозки". Когда закончил Консерваторию, двери в искусстве распахнулись. В Ленинград приезжали американские звезды - филадельфийский, бостонский, нью-йоркский оркестры, дирижеры Бернстайн, Стоковский, Мюнш, Монтэ. В 62-м приехал Стравинский праздновать 80-летие на родине. Вот это была потрясающая веха - общение с великим музыкантом. В красной гостиной Филармонии он устроил встречу с молодыми композиторами. Я все время щипал себя - не сплю ли. Это все равно, если бы мне сказали: "Завтра у тебя будет встреча с Бахом". Стравинский произвел на нас грандиозное впечатление. Он тогда увлекался новой композиторской техникой - додекафонией. Помню, сказал нам своим низким голосом: "ПолюбИте додекафонию, и она вас полюбит". Потом была встреча в Союзе композиторов. Мария Юдина - гениальная русская пианистка - устроила фотовыставку. И Стравинский в свои восемьдесят останавливался возле каждого снимка и рассказывал историю: что было до съемки, что после.

В оттепель для нас открылась нововенская школа - Вебер, Шенберг, Берг. На нас хлынул такой поток информации, что переварить его было безумно трудно. И мы решили, что это навсегда. Не тут-то было.

в: Лавочку прикрыли?

о: Ага. К концу шестидесятых мы в своем творчестве уже начали бороться. Католические стихи нельзя, православные вообще исключаются. Твардовского, Щипачева можно, а Ахматову, Северянина - нельзя. Блок, Есенин - осторожно. В русском искусстве мощные залежи второго дна и подтекста, вот и мы пришли к этому.

А сейчас молодежи никто ничего не запрещает. Все открыто, информации - бездна. Делай, что хочешь. В этом все и несчастье. Надо же что-то выбирать. А как выбирать из такого обилия? Когда существует только белое и черное - легче. То же самое в магазинах. На меня, например, сегодняшние магазины наводят тоску - причем везде: в России, Штатах, Европе. Мне становится скучно, разворачиваюсь и ухожу.

в: Никаких очередей, номерков на ладонях.

о: Да я сам стоял ночами за подпиской на Чехова.

в: И что - ностальгируете?

о: Нисколько. Просто хочу сказать, что именно оттепель заложила в нас понятие: это хорошо, а это - плохо. Ты сам себе судья, сам принимаешь решение. А сегодня у молодежи еще не выработался внутри некий судейский свисток, который бы сказал: стоп - так нельзя, так можно, так лучше, так хуже. Вот ребята и теряются. Здесь и нужен учитель, которому доверяешь. Причем чем талантливее человек, тем он больше доверяет. Чем бездарнее - тем меньше. Вот такой парадокс.

в: Снижение общего культурного уровня вас сильно раздражает?

о: Не только раздражает - бесит. Так вредить своей культуре, как вредим мы сами, ни один враг не может. Иногда хочется молотком шарахнуть по телевизору, но я понимаю, что это не поможет. Кстати, Черчилль, когда во время войны приехал на встречу со Сталиным, произнес гениальную фразу: "Эту страну победить нельзя, а разложить можно".

Трудно представить, что человек посмотрел какой-нибудь "Дом-2", а потом сел и написал симфонию. Ему, в лучшем случае, хочется пивка попить. А люди, которые выходят после органного концерта с музыкой Баха и Генделя, не пойдут бить витрины, сжигать автомобили.

в: Как у композитора у вас сейчас к чему душа лежит - к симфониям, балетам, мессам?

о: Года два назад занимался только симфонической музыкой, сейчас снова общаюсь с текстами и пишу хоровую музыку. Последнее мое сочинение - "Книга канцон" на стихи европейских поэтов XVII века. Там есть и легкая стилизация под музыку того времени, и джаз, и мотивы в духе "битлов". Уже накопал для второй книги канцон бездну гениальных стихов. Читаешь - будто они написаны вчера. Не знаю, что после нас в веках останется, а эти стихи останутся точно.

в: А что останется после поколений, которые идут вслед за вами?

о: Назвать кого-то из композиторов, кто мог бы сейчас вызывать интерес, не могу. Честно говоря, не знаю, что делается в этом смысле в крупных консерваторских городах, в Москве. Сейчас поеду председателем госкомиссии в Московскую консерваторию - может, там что-нибудь услышу. В Петербурге есть талантливые ребята, но они еще учатся, пока яркую продукцию не выдают. Некий провал в поколениях, наверное, неизбежен. Подождем пару десятилетий. Ну что это за период для вечности - 20 лет? Миг. А через двадцать лет Моцарт, Бетховен, Бах - все будут, я уверен. Так что потерпите.

Комментарии
Прямой эфир