Умной машине пилот не нужен
Американские военные заявили, что готовы принять на вооружение боевой беспилотный летательный аппарат Sky Warrior Block 1. Пентагон планирует купить 17 таких аппаратов. Стоимость программы с учетом возможного увеличения объема заказа может превысить $ 2 млрд. Однако это не смущает американских военных. "Сегодня не существует более совершенного средства ведения войн, чем самолет-беспилотник", - говорят в Пентагоне. А что происходит с "летающими роботами" в России? Не отстанем ли мы от американцев? "Известия" попытались ответить на эти вопросы.
Зачем в небе нужны "хищники"?
Нельзя сказать, что беспилотные летательные аппараты - БПЛА - это какое-то новое слово в военной технике. Их разработкой во всем мире занимаются с 70-х годов прошлого века. Однако как средство ведения боевых действий своего взлета они достигли совсем недавно. Полем (а если уж совсем точно - небом) триумфа стала война 1991 года в Персидском заливе, где США применили против Ирака сразу несколько типов беспилотных разведчиков. Только использование БПЛА Global Hawk позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить более 10 зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И это всего за 20 боевых вылетов.
Взять, к примеру, беспилотник Predator ("Хищник"). Он только с виду похож на обычный планер, какие десятками делали наши пионеры. Но его возможности совсем не детские. Он может находиться в воздухе 24 часа и с высоты от 3 до 4,5 километра вести радиоэлектронную разведку, подсказывать пехоте и бронетехнике, куда идти, корректировать применение высокоточного оружия.
На последнем авиасалоне во французском Ле Бурже американцы впервые показали, что робот может быть не только "глазами и ушами", но и серьезной ударной силой. "Хищник" обзавелся управляемым ракетным вооружением (может взять на борт почти тонну). Теперь, барражируя над территорией противника, по приказу оператора он сможет уничтожать как отдельные объекты - здания, укрепления, так и автомобили и даже группы людей. "Хищник" прошел "боевое крещение" в Афганистане и Ираке. Поэтому к уже имеющимся трем эскадрильям Пентагон собирается прикупить еще 144 таких аппарата, потратив на это "скромные" $5,7 млрд. В результате у США будет 12 эскадрилий летающих роботов.
Даже глупый человек дороже умного самолета
Сегодня в США и странах НАТО существует более 300 программ развития беспилотной летательной техники. Почему же на Западе летающим роботам готовы открыть небо? Ответ банальный: все дело в деньгах. При цене аппарата, сопоставимой с нормальным боевым самолетом, среднестатистический беспилотник все же дешевле и в чем-то эффективнее. Обучение пилота истребителя стоит от $10 млн до $20 млн, а его КПД зависит от стольких факторов (в том числе и субъективных), что иной раз легче оставить человека на земле, чем посылать в бой. Беспилотник готов к бою в любое время дня и ночи, в любую погоду. Может сутками находиться в воздухе и не требовать при этом повышения жалованья. К тому же есть и другая причина. "Каким бы дорогим ни был летающий робот, жизнь самого нерадивого пилота дороже", - говорят американские генералы.
Плюс неограниченные возможности. Американская компания Aurora Flight Sciences уже заключила контракт с управлением перспективных разработок министерства обороны США (DARPA) на создание принципиально нового разведывательного беспилотного летательного аппарата Odysseus, способного летать в стратосфере Земли 5 лет. Предположительно БПЛА Odysseus будет иметь массу около 450 килограммов и размах крыльев от 100 до 150 метров. Компания намерена оснастить аппарат солнечными батареями, которые будут снабжать электроэнергией бортовые системы днем, одновременно подзаряжая аккумуляторные батареи для использования в темное время суток.
Тот же Sky Warrior Block 1 по сравнению со своим предшественником - "героем" иракской войны БПЛА MQ-1 Predator - получит более мощный и в то же время экономичный двигатель, работающий как на авиационном, так и на дизельном топливе. А также новую авионику с тройным резервированием, более надежные системы управления полетом, усовершенствованные электрооптические и инфракрасные датчики, а также радиолокационную станцию, повышающую эффективность его боевого применения. Кроме того, новый американский "небесный воин" (sky warrior) будет оснащен вдвое большим боекомплектом. Управлять этой машиной можно с наземного пункта на территории США и при этом видеть, а при необходимости и поразить врага в любой точке мира.
Для "Ската" нужна глобальная война
На этом фоне Россия выглядит бледно. Еще 20 лет назад мы были одними из лидеров в разработке и производстве беспилотников. Только одних разведчиков Ту-143 в 70-80-х годах прошлого века было выпущено 950 штук. На них тема почти и закрылась. В то время как Запад наращивал развитие беспилотных летательных аппаратов, интегрировал их не только в военную, но и в гражданскую сферу, у нас это направление приходило в упадок. В чем причина - не знает никто. Видимо, до летающих роботов никому попросту не было дела.
А ведь еще четыре года назад КБ "Сухой" активно лоббировало свой аналог Global Hawk - БПЛА БАС-62. Потом были "Зонд-1, 2, 3" того же конструкторского бюро, но и они как-то сошли на нет. На последнем аэрокосмическом салоне МАКС-2007 фирма "МиГ" показала макет своего БПЛА "Скат". Шума вокруг него было много, но проект, видимо, так и не пошел.
Как объяснили "Известиям" в Минобороны, БАС-62 и "Скат" хороши для глобальных войн, когда командованию надо знать, что творится на другом континенте. Сейчас таких задач у Российской армии нет.
- Пускать деньги на ветер никто не собирается, - говорят военные.
При этом в области тактических разведчиков у нас не все плохо. Например, КБ "Туполев" успешно продвигает и модернизирует свой беспилотник "Рейс-Д". О его эффективности в боевых операциях наши военные, в отличие от американских, предпочитают не распространяться. Известно лишь то, что установленное на "Рейс-Д" разведывательное оборудование в сочетании с улучшенными характеристиками самолета-носителя позволило довести площадь разведки за один вылет до 2100 кв. км.
Другой комплекс - "Строй-П" - интенсивно эксплуатировался во время войны в Чечне. Там он показал, что с высокой эффективностью может в реальном времени не только "общаться" с командными пунктами, но и наводить на цели средства огневого поражения: реактивные системы залпового огня, полевую артиллерию и даже ударные вертолеты.
Как выражаются военные, развитие наших беспилотных систем "во многом сдерживается отсутствием необходимой элементной базы". Что имеется в виду? При создании гражданских БПЛА наши фирмы активно докупают отсутствующее отечественное оборудование на Западе. Благодаря этому только одна корпорация "Иркут" за короткий срок смогла предложить на рынок сразу целую серию машин - от миниатюрных самолетиков "Иркут-2М", "Иркут-10" до полноценных "Иркут-850", "Иркут-DA42" (совместная разработка корпорации и Diamond Aircraft Industries GmbH, Австрия). Первыми покупателями "иркутских" беспилотников уже стало МЧС России. В 2007 году две системы - "Иркут-2М" и "Иркут-850" прошли опытную эксплуатацию на объектах "Газпрома". Все "иркутские" летающие роботы соответствуют самым высоким западным стандартам. Но вот из-за импортных компонентов не могут быть приняты на вооружение Российской армии. Впрочем, выход из ситуации все еще есть.
Наши роботы хотят сесть за "летающую парту"
- Один из первых боевых российских беспилотников, сопоставимых с американскими, может быть создан на базе учебно-тренировочного Як-130, - считает руководитель корпорации "Иркут" и ОКБ "Яковлев" Олег Демченко.
"Летающая парта", как зовут в ВВС новый самолет, уже сам по себе робот. Машина прямо в полете может быть перепрограммирована для выполнения учебно-тренировочного полета в различных погодных или пилотажных условиях. Все зависит от того, на какой самолет готовят летчика. Будет это современный Су-30, Як-130 будет летать по одному сценарию; введут программу полета новейшего американского легкого истребителя F-35, полетит по-другому.
При необходимости "парту" легко переоборудовать в легкий истребитель. Самолет за раз поднимет в воздух до трех тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб. Использование Як-130 для выполнения локальных задач - уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами - по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали "МиГи" или "Сушки". А в перспективе этот полет может проходить и в автоматическом, беспилотном режиме.
В рамках Объединенной авиастроительной корпорации решено, что КБ "Сухой" и "МиГ" займутся-таки военными беспилотниками. А значит, получат господдержку. То же КБ "Сухой", похоже, окончательно не похоронило проект БАС-62. По информации "Известий", сейчас его реализацию пытаются увязать с российско-индийским проектом по созданию истребителя пятого поколения. То есть Москва хочет предложить Дели за индийские деньги разработать не только истребитель, но еще и новейший беспилотник. Индийцы пока не дали ответа. Однако только этот контракт вряд ли снимет проблему отечественных беспилотников. В России необходима целая программа (а то и программы!) развития беспилотной авиации - как военной, так и гражданской. В противном случае нас заклюют "хищники" и забьют "небесные воины".
"Скату" дадут новый двигатель
В ОАО "Климов" начата разработка двигателей для перспективного российского беспилотника "Скат" на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33. Этот двигатель тягой около 5000 кгс позволит БПЛА "Скат" развивать скорость более 800 км/ч у земли и нести боевую нагрузку до 2 т. Практический потолок "Ската" составит в этом случае более 12 тыс. м, дальность полета - до 4 тыс. км. В арсенале беспилотника будут две ракеты класса "воздух-поверхность" или противорадиолокационные ракеты. Аппарат также будет способен брать на борт две корректируемые авиационные бомбы калибров 250 и 500 кг.
БПЛА С-62 (БАС-62): взлет с катапульты
Эта восьмитонная машина способна находиться в районе патрулирования в течение 24 часов на 20-километровой высоте. Рассматривается также возможность дозаправки в воздухе. В качестве силовой установки использован ТРДД РД-1700 (создаваемый ГУП "Завод им. В.Я. Климова" для оснащения массовых самолетов типа МиГ-АТ и Як-130). Крейсерская скорость С-62 - 400 км/ч, максимальная - 500 км/ч. В отличие от американского "Глобал Хоука" и других тяжелых беспилотников, для эксплуатации которых непременно нужны аэродромы с бетонным покрытием, С-62 можно отнести к летательным аппаратам безаэродромного базирования: для его эксплуатации достаточно площадки размером 600 х 60 м. Взлет осуществляется при помощи катапульты, а посадка - "по авианосному" принципу (при его создании корпорация "Сухой" использовала свой научно-технический задел по обеспечению автоматической посадки на палубу авианосца истребителей корабельного базирования).