Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
НХЛ обновила логотипы в соцсетях в честь Александра Овечкина
Общество
В Республике Коми трое взрослых и ребенок пропали без вести на озере
Спорт
Болельщики «Вашингтона» назвали Овечкина величайшим игроком всех времен
Мир
Сийярто назвал главу МИД Эстонии ярым сторонником конфликта на Украине
Мир
Около 10 тыс. человек вышли на митинг в поддержку Ле Пен в Париже
Общество
В Москве объявили «оранжевый» уровень погодной опасности
Мир
Один человек погиб при крушении спасательного вертолета в Японии
Мир
Зеленский призвал США организовать производство ЗРК Patriot на Украине
Общество
Ликвидированы четыре очага ландшафтных пожаров в Дагестане
Мир
США не будут откладывать введение в действие пошлин
Мир
В Белом доме связали отсутствие пошлин в отношении России с переговорами
Мир
В ЦАХАЛ сообщили об успешном перехвате большинства выпущенных из Газы ракет
Происшествия
В Москве госпитализировали школьника и его сестру после химических опытов
Спорт
Овечкин забросил 895-ю шайбу в НХЛ и побил рекорд Гретцки
Общество
Умерла народная артистка Украинской ССР Таисия Литвиненко
Армия
Боевики ВСУ использовали храм в Курской области как опорный пункт
Мир
Нетаньяху сообщил о планах обсудить с Трампом пошлины США

Все тонет в секонд-хенде

В заполненном на две трети зале Театра сатиры состоялась премьера спектакля "Трактирщица" в постановке Ольги Субботиной. Прославившаяся некогда первой российской постановкой скандальной пьесы Марка Равенхилла "Shopping&Fucking" в Центре драматургии и режиссуры, режиссер Субботина наглядно доказала, что от радикального до старомодного - один шаг
0
Деянира (Елена Ташаева), граф (Михаил Владимиров) и Ортензия (Нина Корниенко) поют, просыпаясь, поют во сне, поют, не приходя в сознание... (фото: Игорь Захаркин, "Известия")
Выделить главное
Вкл
Выкл

В заполненном на две трети зале Театра сатиры состоялась премьера спектакля "Трактирщица" в постановке Ольги Субботиной. Прославившаяся некогда первой российской постановкой скандальной пьесы Марка Равенхилла "Shopping&Fucking" в Центре драматургии и режиссуры, режиссер Субботина наглядно доказала, что от радикального до старомодного - один шаг.

Есть на театральной карте России такие места, попав в которые утрачиваешь чувство реальности и начинаешь жить по законам давно прошедшего времени. Словно океан из "Соляриса", материализующий воспоминания людей, эти места (назовем их по аналогии с магнитными - "театральными аномалиями") с достойным восхищения постоянством порождают фантомы прошлого. Театр сатиры - главная "театральная аномалия" Москвы. Идут годы. Сокрушаются режимы. Распадается на много независимых государств шестая часть земли с названьем гордым СССР. Научно-технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, меняя визуальную среду, ритм жизни, темп жизни. Но Театр сатиры стоит незыблемой цитаделью. Ему все нипочем. У него на календаре по-прежнему 197... какой-то год, и передача "Кабачок "13 стульев" по-прежнему выходит в эфир. Всякий, кто попадет сюда, обречен стать частью этой сказки об остановившемся времени.

На сей раз в Театр сатиры попала Ольга Субботина, прежде исправно трудившаяся на ниве "новой драмы" (от Марка Равенхилла до Ксении Драгунской) и уже в силу этого объективного обстоятельства стоявшая на самом стержне отечественной театральной жизни. И что же? А ничего. Если бы мне сказали, что искрометную комедию Карло Гольдони, которой вдохновился когда-то К.С. Станиславский, поставила не молодой (продвинутый) режиссер Субботина, а какой-то среднестатистический изготовитель театрального трэша времен позднего застоя, я поверила бы сразу и безоговорочно. Вот в то, что увиденное поставила Субботина (и даже не она лично, а вообще молодой современный человек), поверить практически невозможно. Кочующая из спектакля в спектакль ажурная конструкция на поворотном круге (смутное представление плебея о модерне), сучащие руками и ногами и хлопочущие лицом героини второго плана (смутное представление советского человека о западном кабаре), костюмы маркизов и "графьев", от которых за версту отдает новорусским шиком отечественной номенклатуры, - весь этот до боли знакомый антураж отважной постановщицей "Shopping&Fucking" в отдельных местах чуток осовременен. Но сей смелый ход придает происходящему еще больший абсурд. В гостинице, где живут герои, белье гладят большими чугунными, разогреваемыми на огне утюгами, но здесь же - в соответствии со стандартами современного пятизвездочного отеля - имеется сауна, в хайтековские кабинки которой маркиз (Александр Воеводин) и граф (Михаил Владимиров) лезут отчего-то в исподнем. То ли не знают, как вести себя в сауне, то ли просто стесняются.

Всякая попытка рассказать историю о бойкой и соблазнительной хозяйке гостиницы Мирандолине и о пленившемся ею женоненавистнике кавалере Ди Риппафратта с какой-то своей неожиданной интонацией (а такая попытка смутно угадывается в этом пропитанном нафталином зрелище) с самого начала обречена тут на провал. По пьесе Мирандолина (очаровательная Светлана Антонова) в приступе женского горделивого озорства решает сделать хамоватого Ди Риппафратта рабом своих чар и использует для этого все женские хитрости вплоть до падения в обморок. В спектакле она действительно влюбляется в странного, не похожего на других кавалера (Федор Добронравов). И в обморок падает не понарошку. И вообще, в отношениях этих героев, по замыслу режиссера, сквозит порой что-то подлинное, противостоящее бьющей в глаза мишуре жизни. Но вся эта концепция, не продуманная до конца и едва намеченная, гибнет в ворохе зажигательных плясок, второсортного лицедейства и третьесортных шуток с гомосексуальным оттенком ("передаст-педераст" - ну, куда ж без этой свежей лингвистической игры в спектакле о женоненавистнике). Она тонет под спудом театрального секонд-хенда, который тут, в Сатире, по-прежнему считают последним (а похоже, и единственным) словом театрального искусства.

Подобно джинну из сказки про Аладдина, вечного раба своей лампы, обитатели "театральной аномалии" на Триумфальной площади - вечные рабы ушедшей натуры. Того застоя, который в сфере искусства давно стал отстоем. Той Сатиры, в которой давно уже не осталось ни сатиры, ни юмора, ни смысла, ни жизни, ни души.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением