Столетие на женской ладони
МАРИЭТТА ШАГИНЯН
(1888-1982)
писательница, спецкор "Известий"
Вспоминая свою работу в "Известиях", Мариэтта Сергеевна как-то заметила: "Работала при многих редакторах, видела периоды расцвета и затишья нашей газеты... Но главный опыт, вынесенный мною, это - глубокое убеждение, что газетная работа для писателя - вернейший и наиболее эффективный метод прямого, тесного общения с народом. Эта школа непрерывной связи со своим читателем как бы держит ваши пальцы на пульсе современной жизни".
* * *
Мариэтта Сергеевна Шагинян была не только свидетелем бурных событий XX века, но и непосредственным их участником. Ее первая статья в "Известиях" "Кое-что о русской интеллигенции" появилась 9 декабря 1920 года, через пять дней газета напечатала ее эссе о театре Мейерхольда. С тех далеких морозных дней Шагинян не расставалась с газетой.
Годы словно не касались ее - неистовая и взрывная, азартная и неравнодушная. Магнетизм души и редкий талант общения сохранились в Мариэтте Сергеевне до конца жизни. Но с годами к сильной глухоте, поразившей ее еще в молодости, добавилась почти полная потеря зрения. Пришлось пользоваться подобием маленькой подзорной трубы, прикрепленной к дужке очков, хитроумным аппаратом, который сделали для нее по просьбе "Известий" мастера оборонного завода.
...Она жила в небольшой двухкомнатной квартире на первом этаже московского дома писателей в районе метро "Аэропорт". Несчетное число раз бывал я у нее. Квартира была заставлена книжными полками. У окна - старенькое пианино. На нем - посмертная маска Гёте, любимого автора, которого хозяйка перечитывала в подлиннике едва ли не каждые полгода. На подоконнике - коллекция камней, собранная на янтарных отмелях Прибалтики, на берегах французской Бретани и в бухтах Коктебеля. На столе маленькая чернильница-непроливайка и обыкновенная перьевая ручка. В квартире хранилось огромное богатство - связки писем. От Александра Блока и Марины Цветаевой, Андрея Белого и Сергея Рахманинова, Михаила Зощенко и Николая Тихонова, Ромена Роллана и настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона...
Спорить с ней было бесполезно. Очевидцы вспоминали ее прилюдные споры с сильными мира сего. На загородной встрече Хрущева с творческой интеллигенцией Шагинян, сидевшая в первом ряду, поднялась, держа микрофончик от слухового аппарата, и громко сказала: "Никита Сергеевич, а в Ереване сахара нет!". Хрущев хотел было пропустить эту реплику, но Мариэтта не сдалась: "И масла тоже нет!". Был скандал - и Шагинян покинула встречу. За ней вдогонку послали машину, но она хлопнула дверцей и потопала дальше.
Выступления Мариэтты Шагинян в "Известиях", имея большой общественный резонанс, как правило, вызывали глухое недовольство высокого начальства. Будь то серия статей о заводах "Фиат", очерки о керченской селедке или прибалтийском янтаре, зарубежные письма-размышления из Англии, Италии, Франции, Швейцарии...
Даже малую правку она встречала с боем. Однажды появилась в газетно-наборном цехе "Известий" и призвала рабочих объявить забастовку, рассыпать набор, не допускать своеволия редакторов или кого-то там повыше.
Талант Мариэтты Шагинян сверкал множеством граней - романист и драматург, поэт и философ, историк и переводчик, музыковед и исследователь литературы. Девять лет она работала в зарубежных архивах и библиотеках, и ее книга "Воскресший из мертвых" вернула миру музыки творчество забытого чешского композитора XVIII века Йозефа Мысливечека. Дмитрий Шостакович назвал это уникальным случаем в музыковедении.
Писательница на протяжении десятилетий создала тетралогию "Семья Ульяновых", перерыв архивы Пензы, Ульяновска, Астрахани и Калмыкии. Между прочим, докопалась до "корней" матери Ленина, что бросило в дрожь идеолога партии Суслова. Шагинян - автор монографий о Тарасе Шевченко и Гёте, исследования о карело- финском эпосе "Калевала", этюдов о Низами и Яне Амосе Коменском, Пушкине и Крылове...
На ночь Мариэтта Сергеевна всегда читала детективы. Однажды показала мне бандероль от Жоржа Сименона.
- Посмотрите, какой молодец. Я в Киеве купила роман о Мегрэ на украинском. У меня собран весь Мегрэ, но этой книги не было. Написала Сименону в Лозанну. И вот, пожалуйста...
...Я храню книги, подаренные Мариэттой Сергеевной, ее письма и записки. Одна из них: "Посылаю статью, напишите, что вам кажется лишним, я сама все исправлю. Мои планы - я еду в Переделкино, но в ближайший день, когда назначите, буду в Москве и прошу вас в гости. Угощу водочкой, молодой картошечкой с грибами и еще чем-нибудь обстоятельным". И подпись: "Ваша Мариэтта, летучий голландец".
Мариэтта Сергеевна ушла из жизни в канун своего 94-летия. Последней книге публицистики она дала символическое название: "Столетие лежит на ладони".
E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву