Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Столетие на женской ладони

Вспоминая свою работу в "Известиях", Мариэтта Сергеевна как-то заметила: "Работала при многих редакторах, видела периоды расцвета и затишья нашей газеты... Но главный опыт, вынесенный мною, это - глубокое убеждение, что газетная работа для писателя - вернейший и наиболее эффективный метод прямого, тесного общения с народом. Эта школа непрерывной связи со своим читателем как бы держит ваши пальцы на пульсе современной жизни". Мариэтта Сергеевна Шагинян была не только свидетелем бурных событий XX века, но и непосредственным их участником
0
Талант Мариэтты Шагинян сверкал множеством граней
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

МАРИЭТТА ШАГИНЯН

(1888-1982)

писательница, спецкор "Известий"

Вспоминая свою работу в "Известиях", Мариэтта Сергеевна как-то заметила: "Работала при многих редакторах, видела периоды расцвета и затишья нашей газеты... Но главный опыт, вынесенный мною, это - глубокое убеждение, что газетная работа для писателя - вернейший и наиболее эффективный метод прямого, тесного общения с народом. Эта школа непрерывной связи со своим читателем как бы держит ваши пальцы на пульсе современной жизни".

* * *

Мариэтта Сергеевна Шагинян была не только свидетелем бурных событий XX века, но и непосредственным их участником. Ее первая статья в "Известиях" "Кое-что о русской интеллигенции" появилась 9 декабря 1920 года, через пять дней газета напечатала ее эссе о театре Мейерхольда. С тех далеких морозных дней Шагинян не расставалась с газетой.

Годы словно не касались ее - неистовая и взрывная, азартная и неравнодушная. Магнетизм души и редкий талант общения сохранились в Мариэтте Сергеевне до конца жизни. Но с годами к сильной глухоте, поразившей ее еще в молодости, добавилась почти полная потеря зрения. Пришлось пользоваться подобием маленькой подзорной трубы, прикрепленной к дужке очков, хитроумным аппаратом, который сделали для нее по просьбе "Известий" мастера оборонного завода.

...Она жила в небольшой двухкомнатной квартире на первом этаже московского дома писателей в районе метро "Аэропорт". Несчетное число раз бывал я у нее. Квартира была заставлена книжными полками. У окна - старенькое пианино. На нем - посмертная маска Гёте, любимого автора, которого хозяйка перечитывала в подлиннике едва ли не каждые полгода. На подоконнике - коллекция камней, собранная на янтарных отмелях Прибалтики, на берегах французской Бретани и в бухтах Коктебеля. На столе маленькая чернильница-непроливайка и обыкновенная перьевая ручка. В квартире хранилось огромное богатство - связки писем. От Александра Блока и Марины Цветаевой, Андрея Белого и Сергея Рахманинова, Михаила Зощенко и Николая Тихонова, Ромена Роллана и настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона...

Спорить с ней было бесполезно. Очевидцы вспоминали ее прилюдные споры с сильными мира сего. На загородной встрече Хрущева с творческой интеллигенцией Шагинян, сидевшая в первом ряду, поднялась, держа микрофончик от слухового аппарата, и громко сказала: "Никита Сергеевич, а в Ереване сахара нет!". Хрущев хотел было пропустить эту реплику, но Мариэтта не сдалась: "И масла тоже нет!". Был скандал - и Шагинян покинула встречу. За ней вдогонку послали машину, но она хлопнула дверцей и потопала дальше.

Выступления Мариэтты Шагинян в "Известиях", имея большой общественный резонанс, как правило, вызывали глухое недовольство высокого начальства. Будь то серия статей о заводах "Фиат", очерки о керченской селедке или прибалтийском янтаре, зарубежные письма-размышления из Англии, Италии, Франции, Швейцарии...

Даже малую правку она встречала с боем. Однажды появилась в газетно-наборном цехе "Известий" и призвала рабочих объявить забастовку, рассыпать набор, не допускать своеволия редакторов или кого-то там повыше.

Талант Мариэтты Шагинян сверкал множеством граней - романист и драматург, поэт и философ, историк и переводчик, музыковед и исследователь литературы. Девять лет она работала в зарубежных архивах и библиотеках, и ее книга "Воскресший из мертвых" вернула миру музыки творчество забытого чешского композитора XVIII века Йозефа Мысливечека. Дмитрий Шостакович назвал это уникальным случаем в музыковедении.

Писательница на протяжении десятилетий создала тетралогию "Семья Ульяновых", перерыв архивы Пензы, Ульяновска, Астрахани и Калмыкии. Между прочим, докопалась до "корней" матери Ленина, что бросило в дрожь идеолога партии Суслова. Шагинян - автор монографий о Тарасе Шевченко и Гёте, исследования о карело- финском эпосе "Калевала", этюдов о Низами и Яне Амосе Коменском, Пушкине и Крылове...

На ночь Мариэтта Сергеевна всегда читала детективы. Однажды показала мне бандероль от Жоржа Сименона.

- Посмотрите, какой молодец. Я в Киеве купила роман о Мегрэ на украинском. У меня собран весь Мегрэ, но этой книги не было. Написала Сименону в Лозанну. И вот, пожалуйста...

...Я храню книги, подаренные Мариэттой Сергеевной, ее письма и записки. Одна из них: "Посылаю статью, напишите, что вам кажется лишним, я сама все исправлю. Мои планы - я еду в Переделкино, но в ближайший день, когда назначите, буду в Москве и прошу вас в гости. Угощу водочкой, молодой картошечкой с грибами и еще чем-нибудь обстоятельным". И подпись: "Ваша Мариэтта, летучий голландец".

Мариэтта Сергеевна ушла из жизни в канун своего 94-летия. Последней книге публицистики она дала символическое название: "Столетие лежит на ладони".

E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву

Комментарии
Прямой эфир