Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

ЕГЭ: шаг влево и шаг вправо

В 2009-м ЕГЭ должен стать всеобщим и единым. Это значит, что выпускники школ будут сдавать в этом формате два обязательных экзамена — по русскому языку и математике, остальные предметы — по выбору. В связи с этим активно обсуждаются "шаг влево и шаг вправо": законопроект о добровольности ЕГЭ и "двухуровневый" ЕГЭ по математике — для физико-математических и остальных школ.
0
(фото: РИА "Новости")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 2009-м ЕГЭ должен стать всеобщим и единым. Это значит, что выпускники школ будут сдавать в этом формате два обязательных экзамена — по русскому языку и математике, остальные предметы — по выбору. В связи с этим активно обсуждаются "шаг влево и шаг вправо": законопроект о добровольности ЕГЭ и "двухуровневый" ЕГЭ по математике — для физико-математических и остальных школ.

Петербург в этом году живет по прежнему сценарию: обязательный ЕГЭ по русскому и четыре предмета в жанре единого госэкзамена — биология, история России, английский, информатика. Если ученик выбирает их, то должен выдержать тестирование. Ни литература, ни математика в "егээшную" обойму пока не попали.

Последние два года Петербург опробовал технологию сдачи ЕГЭ по математике в режиме регионального эксперимента, в нем участвовали 300 городских школ. По словам председателя комитета по образованию Ольги Ивановой, результаты оставляют желать лучшего. Средний балл — 3,26. Неважные математические знания показали и школьники в других регионах.

Так что, пока не поздно, предложена идея некоего двойного стандарта. Те, кто собираются поступать в технические вузы на профильные факультеты и заканчивают специализированные школы, выберут высокую планку сдачи математики. А ученики гуманитарных классов, которые расстанутся с этим предметом сразу за школьным порогом, предпочтут облегченный пакет. Если законодательно такая схема будет оправдана, то может скрасить общую неприглядную картину математических знаний выпускников школ.

— Здесь вообще вопрос глубже: как следует учить математике в школе. Каким будет стандарт математического образования. ЕГЭ возникает уже как способ его проверки. Это требует более серьезного обсуждения, — считает начальник отдела модернизации комитета по образованию Леонид Илюшин. — Это как с той же литературой. Важнее не высмеивать вопросы типа "в каком платье была на балу Наташа Ростова", а разобраться — что такое словесность как область знаний в школе. Чему нужно учить? Штудировать произведения, список которых не меняется десятки лет, если не брать надводную часть айсберга? Или в большей степени заниматься творческим анализом. Или вообще главным образом делать установку на осознанное, мотивированное чтение. Нужно содержанием образования заниматься, прежде всего.

Идею добровольности ЕГЭ чиновники восприняли достаточно критично.

— Если всех учили в равном формате, по рекомендованным государством учебникам, то почему тогда нужно по-разному выпускные экзамены сдавать? — рассуждает Леонид Илюшин. — По этому поводу могу привести такой пример. Допустим, вы купили или собираетесь купить машину, и вам нужны права. Представьте себе — что было бы, если бы человек говорил: "Ой, вы знаете, я собираюсь ездить на машине много: и каждый день на работу, и семью возить. Поэтому я выбираю права полноценные". А кто-то скажет: "А мне вообще муж машину купил. Чтобы в магазин иногда съездить и на дачу. Поэтому я что-нибудь попроще сдам". Согласитесь, странная была бы ситуация.

Главные аргументы сторонников ЕГЭ прежние: помимо того, что сертификат о сдаче экзамена обязателен для предоставления в вуз, это еще и объективная проверка качества образования в школах и регионах. ЕГЭ не проверяет ничего, кроме того, что изучается в школе.

— Традиционная форма сдачи по билетам и устный ответ учителю — это уже атавизм с точки зрения той образовательной практики, которая сегодня складывается в стране, в мире. Это примерно так же, как, скажем, институт характеристики советских времен. Ничего такого уж плохого в нем внешне не было. Может быть, где-то он даже сохранился. Но менеджеры по персоналу сегодня просят резюме или портфолио. Оно, может быть, будет снабжено какой-то аннотацией, но там ничего нет ни про "морально устойчив", ни про "зарекомендовал себя". Хотя в свое время характеристика была, наверное, нужна — альтернативы не было, — говорит Леонид Илюшин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Маховер, заслуженный учитель России, учитель математики известной в городе 11-й гимназии:

— Я категорически против ЕГЭ — причем по любому предмету. Никогда у нас не будет абсолютной объективности — в том числе в разных городах: маленьких и мегаполисах. Либо математика должна у всех одинаково преподаваться. А в физико-математических школах не должны писать ее так же, как в обычных. Непонятно, зачем насаждается американская система образования, которая себя ни в чем особенно не проявила. У нас сейчас есть чудесные нововведения — например, контакты через интернет с другими школами. Но, по большому счету, нужно вернуться к традициям русской школы. Писать обычный письменный экзамен по математике, а по русскому — сочинение. А то сейчас ребята и устно, и письменно плохо выражают свои мысли. У них на уме одни компьютеры, общаться умеют только в виртуальной реальности. Надо дать возможность людям осуществить первый этап жизни — закончить школу. А потом пусть спокойно выбирают вуз. А если хочется установить контроль — пусть устраивают его в вузах. Когда там начнут после каждого курса устраивать независимые проверки уровня знаний, тогда и набирать станут ребят, которые будут учиться. Надо, чтобы вузы отвечали за своих выпускников. И еще. В крупных городах нужно увеличить количество бесплатных физико-математических интернатов, которые учат талантливых детей со всей России.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир