ЕГЭ: шаг влево и шаг вправо
В 2009-м ЕГЭ должен стать всеобщим и единым. Это значит, что выпускники школ будут сдавать в этом формате два обязательных экзамена — по русскому языку и математике, остальные предметы — по выбору. В связи с этим активно обсуждаются "шаг влево и шаг вправо": законопроект о добровольности ЕГЭ и "двухуровневый" ЕГЭ по математике — для физико-математических и остальных школ.
Петербург в этом году живет по прежнему сценарию: обязательный ЕГЭ по русскому и четыре предмета в жанре единого госэкзамена — биология, история России, английский, информатика. Если ученик выбирает их, то должен выдержать тестирование. Ни литература, ни математика в "егээшную" обойму пока не попали.
Последние два года Петербург опробовал технологию сдачи ЕГЭ по математике в режиме регионального эксперимента, в нем участвовали 300 городских школ. По словам председателя комитета по образованию Ольги Ивановой, результаты оставляют желать лучшего. Средний балл — 3,26. Неважные математические знания показали и школьники в других регионах.
Так что, пока не поздно, предложена идея некоего двойного стандарта. Те, кто собираются поступать в технические вузы на профильные факультеты и заканчивают специализированные школы, выберут высокую планку сдачи математики. А ученики гуманитарных классов, которые расстанутся с этим предметом сразу за школьным порогом, предпочтут облегченный пакет. Если законодательно такая схема будет оправдана, то может скрасить общую неприглядную картину математических знаний выпускников школ.
— Здесь вообще вопрос глубже: как следует учить математике в школе. Каким будет стандарт математического образования. ЕГЭ возникает уже как способ его проверки. Это требует более серьезного обсуждения, — считает начальник отдела модернизации комитета по образованию Леонид Илюшин. — Это как с той же литературой. Важнее не высмеивать вопросы типа "в каком платье была на балу Наташа Ростова", а разобраться — что такое словесность как область знаний в школе. Чему нужно учить? Штудировать произведения, список которых не меняется десятки лет, если не брать надводную часть айсберга? Или в большей степени заниматься творческим анализом. Или вообще главным образом делать установку на осознанное, мотивированное чтение. Нужно содержанием образования заниматься, прежде всего.
Идею добровольности ЕГЭ чиновники восприняли достаточно критично.
— Если всех учили в равном формате, по рекомендованным государством учебникам, то почему тогда нужно по-разному выпускные экзамены сдавать? — рассуждает Леонид Илюшин. — По этому поводу могу привести такой пример. Допустим, вы купили или собираетесь купить машину, и вам нужны права. Представьте себе — что было бы, если бы человек говорил: "Ой, вы знаете, я собираюсь ездить на машине много: и каждый день на работу, и семью возить. Поэтому я выбираю права полноценные". А кто-то скажет: "А мне вообще муж машину купил. Чтобы в магазин иногда съездить и на дачу. Поэтому я что-нибудь попроще сдам". Согласитесь, странная была бы ситуация.
Главные аргументы сторонников ЕГЭ прежние: помимо того, что сертификат о сдаче экзамена обязателен для предоставления в вуз, это еще и объективная проверка качества образования в школах и регионах. ЕГЭ не проверяет ничего, кроме того, что изучается в школе.
— Традиционная форма сдачи по билетам и устный ответ учителю — это уже атавизм с точки зрения той образовательной практики, которая сегодня складывается в стране, в мире. Это примерно так же, как, скажем, институт характеристики советских времен. Ничего такого уж плохого в нем внешне не было. Может быть, где-то он даже сохранился. Но менеджеры по персоналу сегодня просят резюме или портфолио. Оно, может быть, будет снабжено какой-то аннотацией, но там ничего нет ни про "морально устойчив", ни про "зарекомендовал себя". Хотя в свое время характеристика была, наверное, нужна — альтернативы не было, — говорит Леонид Илюшин.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Маховер, заслуженный учитель России, учитель математики известной в городе 11-й гимназии:
— Я категорически против ЕГЭ — причем по любому предмету. Никогда у нас не будет абсолютной объективности — в том числе в разных городах: маленьких и мегаполисах. Либо математика должна у всех одинаково преподаваться. А в физико-математических школах не должны писать ее так же, как в обычных. Непонятно, зачем насаждается американская система образования, которая себя ни в чем особенно не проявила. У нас сейчас есть чудесные нововведения — например, контакты через интернет с другими школами. Но, по большому счету, нужно вернуться к традициям русской школы. Писать обычный письменный экзамен по математике, а по русскому — сочинение. А то сейчас ребята и устно, и письменно плохо выражают свои мысли. У них на уме одни компьютеры, общаться умеют только в виртуальной реальности. Надо дать возможность людям осуществить первый этап жизни — закончить школу. А потом пусть спокойно выбирают вуз. А если хочется установить контроль — пусть устраивают его в вузах. Когда там начнут после каждого курса устраивать независимые проверки уровня знаний, тогда и набирать станут ребят, которые будут учиться. Надо, чтобы вузы отвечали за своих выпускников. И еще. В крупных городах нужно увеличить количество бесплатных физико-математических интернатов, которые учат талантливых детей со всей России.