МЭРТ мзду не берет
Таможенные тарифы, экология и бензин - в четверг на заседании правительства решили, что первые нужно снижать, за вторую бороться, а третьему пора переходить на европейские стандарты.
Основной доклад по таможенно-тарифной политике делала глава Министерства экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина. "Известия" уже отмечали, что с приходом нового министра это ведомство несколько утратило свой либерализм и ратует за усиление государственного контроля.
Но на этот раз Минэкономразвития настаивает на смягчении таможенного режима, да еще и замахнулось на налоги, подведомственные Минфин. Последний готов бороться с неожиданным проявлением либерализма.
В четверг Эльвира Набиуллина убеждала правительство дать добро на снижение таможенных пошлин и введение дополнительных налоговых льгот. Во-первых, МЭРТ предлагает отменить 5%-ную импортную таможенную пошлину. Она действует на треть всех товаров, которые ввозят в страну, - от запчастей до продуктов. Но в министерстве уверены, что эти сборы несущественны для бюджета, и лишь увеличивают количество бумаг, которые нужно оформить импортерам.
- Бессмысленная пошлина, ничего не решает, но создает проблемы для бизнеса, - рассказал журналистам перед заседанием правительства Андрей Белоусов, замминистра. - Если мы хотим, чтобы она выполняла какие-то регулирующие функции - влиять на объем ввозимых товаров, ограничивать его, чтобы защитить отечественные аналоги, то нужно повышать до 30%. А если нет, то нужно избавить компании и саму таможню от огромного количества бумаг и сделать ставку 0%.
Во-вторых, Минэкономразвития настаивает на введении нулевой ставки НДС с любой продукции и услуг, если они производятся в России на условиях особого таможенного режима и потом продаются за границу.
- Пусть привозят свое сырье, запчасти, перерабатывают его у нас, запускают сборочные производства - строят заводы, создают рабочие места, а затем продают за границу. Мы будем возвращать НДС, как с экспорта. Сейчас возврат можно получить только с толлинга (в основном переработка алюминия). А если более сложное производство, схема уже не работает, - объяснил Белоусов. - Но мы же сейчас специально создаем такие условия, чтобы привлечь в страну производства с высокой добавочной стоимостью.
Под "мы", очевидно, он имел в виду исключительно МЭРТ. Потому что Минфин против. Оно и понятно, за сбор налогов отчитываться министру Кудрину, а его хотят лишить верного источника дохода.
- Кудрин говорит, что это не предмет таможенной политики. Но мы ему объясняем, что без налоговых инноваций таможенная политика не работает, - досадовал на непонятливость главы Минфина замглавы МЭРТа.
После заседания Эльвира Набиуллина сказала, что уговоры первого вице-премьера привели к тому, что он согласился рассмотреть этот вопрос в рамках доклада о налоговой политике.
Последнюю неделю всех будоражат слухи о возможной отставке правительства еще до выборов президента. Да и при смене премьер-министра после 2 марта возможны различные изменения в структуре кабинета. Журналисты не могли упустить редкий шанс поинтересоваться лично у Набиуллиной (она не слишком любит общаться с прессой и часто посылает на пресс-конференции вместо себя заместителей), есть ли планы по выделению отдельного министерства внешней торговли.
- По моему мнению, внутренняя экономическая политика и внешняя торговля очень тесно взаимосвязаны. Я ответила на ваш вопрос? - в нехарактерной для нее достаточно жесткой манере ответила Эльвира Набиуллина.
Что ж, она явно стала уже настоящим министром и умеет держать ответ на любые вопросы.
Бензин по европейским стандартам
21 февраля правительство приняло технический регламент по качеству бензина и дизельного топлива. Принята программа повышения качества, согласно которой автомобильное топливо, которое соответствует стандарту Евро-2 будет выпускаться в обращение только до конца 2008-го, Евро-3 закончит свое существование в 2009 году, Евро-4 разрешат выпускать до конца 2012-го. При этом выпуск бензина с октановым числом 92, что примерно соответствует стандарту Евро-2, будет разрешен еще до 2012 года, при условии что он соответствует требованиям по содержанию вредных веществ, таких, как сера, бензол, метанол и др. Проект регламента предусматривает исключение для топлива, производимого в рамках гособоронзаказа.
Сейчас в России больше трети топлива по своим характеристикам ниже стандарта Евро-2 (бензин марок А-76 и А-92), 54% соответствует Евро-2, 9% - Евро-3, 2% - Евро-4. 91% автомобилистов в России заправляют машины бензином, который соответствует стандарту Евро-2 и ниже.
По мнению заместителя главы Минпромэнерго Андрея Дементьева, переход на стандарт Евро-3 "не является для нефтяной промышленности какой-то технологической революцией" и не потребует кардинального технологического перевооружения производства. Так что переход на стандарт Евро-3 не должен вызвать резкого роста розничных цен на бензин и дизельное топливо.