Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин выразил соболезнования лидеру Вьетнама в связи со смертью генсека ЦК Компартии
Мир
Нетаньяху отверг заключение суда ООН об оккупации палестинских территорий
Мир
Захарова прокомментировала видео с обливаемым кровью халатом врача «Охматдета»
Мир
Байден заявил о планах возобновить избирательную кампанию на следующей неделе
Мир
Новый премьер-министр Эстонии ввел направленный на сдерживание России налог
Мир
В Белом доме сообщили об улучшении состояния заболевшего ковидом Байдена
Мир
СМИ назвали выступление Трампа на съезде самым длинным в истории США
Мир
Байден пообещал продолжить усилия по возвращению Гершковича в США
Общество
Минтруд предложил расширить перечень профессий для альтернативной службы
Мир
СМИ узнали о переговорах Харрис со спонсорами демократов
Интернет и технологии
В Microsoft не стали связывать сбой в работе с неполадками у Azure
Мир
В ФРГ назвали противников переговоров с РФ виновниками конфликта на Украине
Мир
Авиация коалиции во главе с США шесть раз нарушила воздушное пространство Сирии
Мир
СМИ узнали о подготовке союзников Харрис к замене ею Байдена
Мир
CNN узнал о запуске демократами рекламы с призывом к Байдену выйти из гонки
Наука и техника
В России начали применять новый препарат для лечения миодистрофии Дюшенна
Мир
Блинкен признал неэффективность антироссийских санкций
Стиль
Создатели Hello Kitty назвали своего персонажа девочкой, а не кошкой

Пианистка Полина Осетинская: "Он разодрал на мне платье и усадил за рояль"

Известная пианистка, прославившаяся лет двадцать пять назад как музыкальный вундеркинд, теперь написала книгу о своей жизни. Книжку умную и откровенную, а потому безжалостную. Книга называется "Прощай, грусть!". На днях она выйдет из типографии - вольно или невольно "Лимбус Пресс" подгадал как раз к 32-летию Полины с Полиной побеседовала корреспондент "Недели"
0
По словам Полины, после тридцати ей стало интереснее жить
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Известная пианистка, прославившаяся лет двадцать пять назад как музыкальный вундеркинд, теперь написала книгу о своей жизни. Книжку умную и откровенную, а потому безжалостную. Книга называется "Прощай, грусть!". На днях она выйдет из типографии - вольно или невольно "Лимбус Пресс" подгадал как раз к 32-летию Полины (11 декабря). В Питере (городе, в котором пианистка скрылась когда-то от отца) с Полиной побеседовала корреспондент "Недели" Татьяна Максимова.

"Написала все за три месяца"

вопрос: Полина, что вы сейчас делаете в Петербурге?

ответ: То же, что и всегда, - наслаждаюсь жизнью. Попутно работаю. Участвую в проекте "День рождения Бетховена", буду играть в двух концертах на хаммер-клавире - это копия молоточкового фортепьяно 1814 года. И - готовлю юбилейный концерт моего педагога Марины Вольф, ей недавно исполнилось восемьдесят.

в: Часто приходится ездить на гастроли?

о: Иногда хочется, чтобы их было меньше, иногда - больше. Когда никуда не еду, чувствую себя невостребованной. А когда все время мотаюсь с чемоданом, хочется домой - полежать с книжкой, приготовить что-нибудь вкусное...

в: Три года назад у вас появилась квартира в Петербурге. Но дом ваш по-прежнему в Москве?

о: У меня, к счастью, много домов, и в каждом мне уютно и хорошо. Недавно появился третий - в Подмосковье. Он выгодно отличается от городских тем, что в нем есть камин, и это "щастье".

в: Что заставило вас теперь сесть за мемуары?

о: Вы знаете, деньги. Шутка. Если серьезно, убедили в издательстве.

в: Книжку написали быстро?

о: За три месяца. Писала урывками между гастролями. А потом спланировала побег и уехала на полтора месяца в Черногорию. Там, в уединении, в доме на берегу моря, и написала фактически все.

"Долго мучилась, рассказывать ли про это"

в: Вы смелый человек - рассказываете об отце вещи, назвать которые отвратительными и гадкими будет слишком мягко. Писать так откровенно не страшно?

о: Во-первых, я рассказываю далеко не все страшное. А во-вторых, не вижу смысла утаивать хотя бы часть правды. Сначала хотела написать красивую легенду. А потом поняла, что потенциальных читателей во мне интересуют всего-навсего две вещи: как там на самом деле у меня было с отцом и с кем в конце концов я сейчас живу. Второй вопрос обсуждать даже мысли не возникало. Но нельзя же обманывать людей хотя бы в одном из их ожиданий! И раз уж согласилась, надо рассказывать как было. Или, по крайней мере, каким мне представляется это сейчас.

в: Выйдет книга, отец ее прочитает. И умрет от стыда. Или подаст на вас в суд. Я говорю об эпизоде, когда он фактически у вас на глазах изнасиловал девочку-подростка...

о: Он уже подал на меня в суд. Я мучительно и долго колебалась, рассказывать эту историю или обойти ее. Но дело в том, что сама девочка - а сейчас это зрелый человек, ей 35 лет - очень меня попросила: если я буду упоминать о ней в книге, это должна быть только правда. Для нее это важно. Она живет с этой травмой каждый день.

А что касается отца... По большому счету мне его жалко, он старенький. Да, надо по-христиански простить, примириться. Только вот я не могу решить дилемму: прощать и примиряться - это значит молчать о правде или не значит?

в: Тем не менее после выхода книги вряд ли ваш папа оставит вас в покое. Вы готовы к новым скандалам, оскорблениям?

о: Предполагаю, что может начаться. Но я абсолютно не считаю, что после выхода книжки должна быть прикована к позорному столбу.

в: Наоборот, к столбу могут приковать отца. Переживет ли он позор?

о: Надеюсь, он всех нас переживет. Желаю ему только добра. Конфликт книги ведь и в том тоже, что отец был во многом прав, во многом талантлив, во многом сделал меня. Я этого не отрицаю. Не знаю, удастся ли нам когда-нибудь найти общий язык, но я бы хотела, чтобы это произошло до того, как один из нас покинет этот мир.

"От папиных писем меня трясет и колотит"

в: Ваша мама тоже участвовала в драме, которую вы переживали в детстве. Она читала вашу рукопись?

о: Нет. Мама живет в Америке и ждет книгу с большим интересом и страхом. Утверждает, что многое в моей трактовке может оказаться для нее неожиданным.

в: Вы видитесь с отцом хотя бы иногда?

о: Нет. Недавно он был на концерте в зале Чайковского, когда я играла "Прометея". И даже, говорят, стоял перед сценой в проходе и гипнотизировал меня взглядом. Но я его не заметила - смотрела на дирижера.

Папа пишет мне публичные письма на мой личный сайт в интернете. Я не отвечаю. В последнем письме столько грязи вылил на меня и мою маму, что меня трясло и колотило. А казалось бы, давно должна привыкнуть к этому "погодному явлению".

в: У книжки оптимистическое название - "Прощай, грусть!"...

о: Мы с редактором и издателями долго пытались найти квинтэссенцию - о чем книжка. Меня не устраивали лежащие на поверхности заголовки вроде "Записок бывшего вундеркинда". Мое внутреннее название - "Девочка и СМЕТЬ". Сметь - от глагола "посметь", отважиться. Но название забраковали друзья - никто не понимал, все переспрашивали: "Девочка и ЧТО?".

в: С каким чувством возьмете книгу в руки?

о: Знаете, я по поводу этой книжки столько, как поется в арии, "исстрадалась"! Ненавидела ее, пока писала. Мне казалось, это бездарно и нелепо. Однако теперь я понимаю, для чего мне все это было послано. Книжка заставила пережить период глубинного психоанализа. Я выпустила наружу внутренних демонов. Сделала попытку победить внутренний страх. Потому что пока какой-то этап в нашей жизни не закончится, следующий не начнется.

в: Теперь вы счастливы?

о: Сегодня - да. После того как мне исполнилось тридцать, жить стало интереснее.

в: А слава, успех?

о: У меня были периоды очень большой славы и периоды полного забвения. Я очень хорошо знаю, что слава - абсолютно неважная вещь в жизни. Мне нужна не слава, а востребованность. Понимание и нужда в том, что я делаю, а также полные залы на концертах и желание играть лучше, глубже, тоньше, точнее. И это все у меня есть.

Из книги Полины Осетинской "Прощай, грусть!"

СПб.: Лимбус Пресс, 2007

"Я вынуждена сделать необходимое добавление, без которого нельзя до конца понять причины, побудившие меня к уходу от отца. Как я уже сказала, я менялась, постепенно приобретая женские признаки. Вечером дня, свободного от съемки, у нас собрались гости для томного суаре.

Проснувшись и надев красивое бархатное платье, я вышла в гостиную и принялась хозяйничать, разливая чай и занимая гостей светским разговором. Я чувствовала себя такой изысканной, такой женственной в этом платьишке, и гости во мне это ощущение всячески поддерживали, кокетничали и делали комплименты.

Вскоре пришел отец - он водил некую даму в ресторан, после чего она покинула его общество, что привело его в крайнее раздражение. Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый, терцовый этюд Шопена.

Сыграла. Начал ходить по комнате - "Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!". На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой о батарею, протащил по полу и усадил голой за рояль, проорав: "Играй быстрее, сволочь!".

Я играла, заливая клавиатуру и себя кровью. В комнате было пять мужчин. Но ни один из них не пошевелился, и двадцать лет это не перестает меня удивлять".

Из последних отцовских писем Полине:

"У тебя есть еще шанс очиститься и просветлиться - расскажи правду своему духовнику о том, как твой папа, жертвуя тебе всем, занимался с тобой по двенадцать часов в сутки восемь лет подряд и сделал тебя - ленивую, без слуха и любви к музыке - мировой звездой.

И как ты предала своего отца - и саму себя.

Скажи правду - хотя бы духовнику. И, может быть, он убедит тебя покаяться. Конечно, если ты скажешь ему правду - то есть факты. Или я через две недели подаю в суд - и тебя ждет несмываемый позор".

Экстремальные способы воспитания гениев

Отец Руслана Пономарёва, самого молодого международного гроссмейстера в мире, сам научил сына играть в шахматы. "Сын вставал в семь утра, - вспоминает он, - завтракал и садился за шахматы. Потом - перерыв на обед, и снова до вечера шахматы. Как настоящий рабочий день. А ведь он, учтите, до этого был болезненным ребенком. Поэтому начал бегать по утрам, закаляться. Берет ведро холодной воды и выливает на голову. А как иначе?"

Отец Марии Шараповой ради теннисной карьеры своей дочери переехал в США всего с $700 в кармане. По вечерам Маше не разрешалось покидать территорию академии Ника Боллитьери и читать вредные книжки. Она мыла посуду в кафе, где питались юные теннисистки, выносила мусор и обязана была исполнять все личные поручения "подруг".

Восьмилетняя китаянка Чжан Хуэйминь за три месяца пробежала 3350 км - расстояние от острова Хайнань до Пекина. Все время забега отец Чжан ехал рядом с ней на велосипеде. Каждый день девочка вставала в 02.30 и пробегала 84 км. "Мы сделали это ради Олимпиады 2008 года в Пекине, но я не давил на дочь", - заявил отец Чжан.

Другая китаянка, десятилетняя Хуанг Ли, проплыла реку Янцзы со связанными руками. Отец девочки Хуанг Даошенг ехал рядом с ней на скутере. Когда через 3 часа Ли вышла на берег, ее лицо было синим от холода. Ее отец утверждает, что его дочь сама решилась на опасный рекорд и мечтает переплыть пролив Ла-Манш. "Это неопасно, - сказал Хуанг Даошенг, - она отлично плавает, и я все время с ней. Ли родилась, когда мне было 35. Она - мое сердце, и я никогда не причиню ей зла".

Чем поможет государство одаренным детям?

Общественная палата разработала специальный проект программы, которая даст возможность одаренным детям получить поддержку государства. Суть проекта "Система выявления и поддержки талантов" в том, чтобы распознать одаренных людей разных возрастов, разного социального положения и оказать им всевозможную помощь. Например, дети с 14 до 18 лет смогут получить дополнительное образование и материальную помощь, а также гибкую систему психологической поддержки.

Палата занимается разработкой этого проекта уже два года, но превратится ли он в законопроект - вопрос. Пока же его планируют внедрять по частям в Минобразования и науки, а затем предложат на рассмотрение Госдуме.

СПРАВКА "НЕДЕЛИ"

О вундеркинде Полине Осетинской страна узнала в начале 1980-х. В шесть лет девочка сыграла в Большом зале Вильнюсской консерватории, поразив техникой игры и сложностью программы.

Феномен Полины связывали с ее отцом, Олегом Осетинским. После развода с женой он оставил дочку у себя, воспитывал ее по собственной методике, отличной от принятых в музыкальной педагогике.

8-летняя Полина имела в своем репертуаре 30 часов музыкальных произведений, которые могла играть наизусть. Концертов ждали, телевидение снимало о ней фильмы.

В 13 лет Полина не выдержала нерв-ных перегрузок и сбежала от отца. Был громкий скандал. Полина с мамой укрылись в Ленинграде, где девочка закончила музыкальную школу при консерватории, экстерном - консерваторию. И позже - аспирантуру Московской консерватории.

Сейчас она выступает по всему миру. Лауреат молодежной премии "Триумф". Олег Осетинский пытался разъезжать по стране с ученицами, которым давал псевдоним Осетинская. Снял документальный фильм о Венечке Ерофееве. Сейчас ему 70, недавно у него родился сын. Всего детей у Осетинского четверо.

Что думают специалисты о воспитании вундеркиндов?

Нина Овчинникова,
директор школы N 1411:

"Нельзя делать из ребенка идола"

"Ни в коем случае нельзя одаренного ребенка "возводить на пьедестал", делать из него общешкольного идола. Это лишь отдалит его от коллектива, вобьет клин между ним и сверстниками. Ребенок просто-напросто станет белой вороной. Нужно относиться к нему как к обыкновенному школьнику, наравне со всеми. Если он "перерос" школьную программу, предмет можно сдать экстерном. Это нормальная практика во многих школах.

Естественно, родители должны развивать у своего чада талант к чему-либо. Секции, кружки, репетиторы... Но и они сами должны воспринимать сына или дочь как абсолютно нормальных детей.

А вообще... В каждом школьнике есть божья искра, каждый из них одаренный, уникальный. Эту искру нужно только разбудить".

Алла Баркан,
доктор медицинских наук, писатель:

"Они сами не знают,что не такие, как все"

"Главная проблема вундеркинда - общение с ровесниками, которых он намного обогнал. Незаурядность малыша, порывистость, ершистость отталкивают от него ровесников. Чувствуя себя изгоем, такой ребенок может разочароваться в себе или найти способ "приземления" своих способностей, чтобы заинтересовать собой других детей. Становится для них паяцем, шутом.

Но даже в такой маске ребенок не воспринимает себя самим собой, и этот способ адаптации рано или поздно начинает тяготить его. Одаренный ребенок вряд ли понимает, что отличается от других. Родителям нужно особенно учитывать это. От них зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку, но и не выставлял свою одаренность напоказ".

Комментарии
Прямой эфир