На поезд - через интернет?
У вас есть доступ в интернет, банковская карта и желание (или необходимость) отправиться куда-нибудь? Тогда ничто не должно помешать вам приобрести электронный билет. Тем более что последние бюрократические препоны уже сняты - в среду Госдума в последнем чтении приняла закон о введении в России электронных билетов. Теперь они получат абсолютно равные права с обычными бумажными.
Международные перевозчики давно перешли на выдачу электронных билетов. Во всем мире за последние 3 года их доля выросла с 16 до 84%. В прошлом году электронные билеты впервые появились и в России. Пока только у ведущих авиаперевозчиков. Но уже тогда эволюция билетов столкнулась с неожиданными бюрократическими трудностями. Дело в том, что в наших законах есть требование к "документам строгой отчетности" — они обязательно должны быть. Но при получении электронного билета у вас на руках останется лишь распечатка номера брони из интернета, что для бухгалтера не повод оплатить, например, командировочные расходы. Сам же билет существует только в электронном виде в компьютере компании.
Лишь несколько месяцев назад Министерство финансов подтвердило, что расходы на покупку электронного пассажирского авиабилета можно учитывать наряду с затратами на приобретение обычных билетов. Подтверждением будет служить маршрут-квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, или кассовый чек. Кроме того, подтверждать указанные расходы будет копия электронного билета, к которой прикреплен посадочный талон.
А в среду Госдума приняла в третьем окончательном чтении законопроект, который разрешает оформлять перевозочные документы в электронном виде, а также устанавливает правила их оформления и учета. Поправки затронули Воздушный и Налоговый кодексы.
Казалось бы, в России электронные билеты не слишком актуальны. Прежде всего потому, что, во-первых, подавляющее большинство населения не имеет доступа к интернету, и, во-вторых, это же большинство не имеет кредитных карт, которые нужны для покупки электронного билета. Но глобализация предъявляет все новые требования. Так, с 1 января 2008 года авиакомпании, которые хотят летать не только в России, обязаны предоставить клиентам возможность приобрести электронный билет. И для ведения полноценного электронного документооборота потребовалось принять закон.
Впрочем, новый закон облегчает жизнь не только авиаперевозчикам. С введением новых правил можно ожидать более широкого распространения электронных билетов и на других видах транспорта. Для пассажиров же это сплошная выгода. Во-первых, электронный билет дешевле обычного, во-вторых не нужно стоять в очереди. Это особенного ценно, когда компании объявляют скидки или акции. Всем желающим приобрести билет нет нужды в ограниченное время собираться у касс, можно просто сесть за персональный компьютер и прикупить желаемое путешествие.
Российские железные дороги в этом году уже запустили систему электронного бронирования билетов. Но пассажирам поездов без бумажного билета все же не обойтись, да и за бронирование с вас возьмут дополнительную плату. Будем надеяться, что это только первый шаг на пути к настоящим электронным билетам на самый популярный в России вид транспорта.