Город - без барьеров, жизнь - без отчаяния

Сегодня в столице проживает 1,2 миллиона инвалидов, из них более 26 тысяч - дети, которым нужно не только лечение. Как дать им полноценное образование? Какими профессиями эти ребята смогут овладеть в будущем? Ответы на эти и другие вопросы искали участники "круглого стола" "Новые технологии и подходы к обучению детей-инвалидов. Проблемы в области социальной поддержки инвалидов", который прошел в рамках Совета по социальной политике при президиуме Московского городского регионального отделения партии "Единая Россия".
В переводных пособиях, посвященных инклюзивному образованию (совместному обучению больных и здоровых детей) много говорится про "безбарьерное" пространство. Создают его, по мнению здорового человека, сущие мелочи. Пандус у входа. Дверь в класс, способная пропустить инвалидную коляску. Кабинка в туалете, в которую втиснется коляска, и специальные поручни в этой кабинке. Но даже в Москве нормальные условия для обучения детей-инвалидов есть не везде. К примеру, пандусы есть только в четверти столичных школ. Лифтов и того меньше. К этому добавьте отсутствие специально обученного персонала и оборудования, компьютеров, например, для ребенка с ДЦП, у которого нарушена пластика пальцев и который с трудом попадает по обычной клавиатуре. Есть проблемы и во взаимодействии с медицинскими учреждениями. Однако власти уверены все эти проблемы решаются и будут решены уже в ближайшее время.
Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы, говорит депутат Мосгордумы Татьяна Потяева. Уже сейчас четко видны результаты целенаправленной работы департамента социальной защиты в области поддержки и реабилитации инвалидов. У нас есть замечательные школы и детские сады, в которых имеется все необходимое для инклюзивного образования. Налажена система дистанционного обучения нескольких тысяч детишек. Они занимаются у себя дома за компьютером. И с помощью веб-камеры педагоги видят все, что делает их ученик. И наоборот. В одном из детских садиков реализовали проект "сенсорного сада", который помогает маленьким детям, лишенным зрения, гармонично развиваться и познавать мир. Возрождаются футбольные команды слепых. Кроме того, в городе решается и вопрос создания "безбарьерной среды" для инвалидов.
Это мнение разделяет и глава комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы Михаил Антонцев:
Сегодня можно уже говорить о появлении специальной инфраструктуры, говорит он. Появились переходы, которые оборудованы звуковыми сигналами для слабовидящих. Начался повсеместный монтаж пандусов. Для передвижения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата приспособлено около 20 тысяч зданий и сооружений. На улицах города действуют десятки маршрутов с низкопольными автобусами, в которые можно войти на костылях или заехать на коляске. Впервые за долгое время у нас появились специальные квартиры, приспособленные для проживания инвалидов. В ближайшие 2 года планируется сделать доступными отделения Сбербанка, почты, больницы, поликлиники практически все социальные учреждения. Уже скоро мы организуем для инвалидов "безбарьерную среду".
По словам Михаила Антонцева, последнее время столичная власть уделяет все больше внимания проблемам инвалидов: в 2001 году Московской городской думой был принят закон "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры", в 2005-м закон "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности".
Сегодняшний разговор по проблеме инвалидов касается многих, в заключение отметил руководитель регионального исполкома партии Виктор Селиверстов. Никто не застрахован от того, что член его семьи или он сам может стать инвалидом. А значит, и решать эту проблему нужно вместе.
Слова "инвалид" не существует
Вот уже более 30 лет, как на Западе начали разрабатывать программы обучения для детей-инвалидов, начали издаваться специальные книги для слепых, фабрики стали производить синтезаторы речи, эргономичную мебель, устройства для чтения книг (talking book machines), говорящие пишущие машинки, автоматические приспособления для перелистывания книжных страниц, а также разнообразные протезы и коляски, разработанные по последнему слову техники. Стоит отметить, что даже слова "инвалид" в лексиконах многих англоговорящих стран не существует. Там их, как правило, называют "людьми с ограниченными возможностями". А чтобы ограничений у этих людей было меньше, местные власти устанавливают множество приспособлений, облегчающих им жизнь, начиная от пандусов и заканчивая сложной техникой. В большинстве европейских столиц все социальные учреждения оснащены специальными электрическими подъемниками, позволяющими инвалидам передвигаться без чьей-либо помощи. Как правило, предусмотрено место и для размещения собаки-проводника. Особо стоит сказать об образовании. К примеру, в голландских музеях имеются брайлевские буклеты-путеводители по каждому залу, брайлевские надписи под экспонатами, диктофонные записи с описанием каждого зала и размещенных в нем экспонатов или картин. Власти Парижа разделили людей на 4 типа по уровню инвалидности (слуховой, умственный, зрительный и двигательный). Для каждой группы предусмотрены особые экскурсионные программы, чтобы инвалиды могли полноценно отдыхать в Париже и изучать его памятники истории и культуры.