Михаил Фрадков - корреспонденту "Известий": "Все отлично, девочки!"
В большой политике всегда есть мелкие детали. Корреспондент "Известий" Евгения Николаева, находившаяся все утро рядом с главой правительства, своими глазами видела, насколько неожиданным для Михаила Фрадкова оказалось решение об отставке. Все изменил один звонок.
Еще в среду утром Фрадков ничего не знал. Среда началась для него как обычный рабочий день - совещанием в Федеральной налоговой службе. Все шло по плану. Сначала небольшая экскурсия по комплексу зданий. Рядом с Фрадковым шли сонный и немного хмурый глава Минфина Алексей Кудрин, его заместитель Сергей Шаталов, а также правая рука премьера по экономическим вопросам - бодрый и активный замглавы аппарата правительства Михаил Копейкин. На их лицах не было и следа какого-нибудь тайного знания, которое бы не было известно журналистам.
Правда, сам Михаил Фрадков в это утро был нетрадиционно хмур. Он слушал сотрудницу ФНС, которая проводила экскурсию, но мысли его в тот момент явно были далеко. Когда его повели смотреть новый автоматизированный центр, где сотрудники ФНС сортируют всем знакомые "письма счастья", Фрадкова самого настигло собственное "письмо".
Кто-то из свиты шепнул ему несколько слов, после чего он резко развернулся и пошел в обратную сторону. За ним поспешила растерянная свита. Но сопровождающих попросили остаться, а премьер отделился от группы и торопливым шагом в сопровождении двух охранников пошел в сторону своего автомобиля. "Срочный звонок", - пояснил "Известиям" один из чиновников.
Никогда во время официальных мероприятий таких звонков Фрадкову не поступало. И никогда он так не спешил. "Что-то будет", - зашушукались журналисты. Ведь понятно было, что только один человек в стране мог так вызвать главу правительства. Через пару минут премьер вернулся к тому месту, на котором он прервал осмотр.
- Все хорошо, Михаил Ефимович? - спросила я его одновременно с коллегами.
Фрадков, до этого напряженный, вдруг радостно и нежно заулыбался:
- Все отлично, девочки!
Но в это верилось с трудом. Слишком уж рассеянный был он в то утро. И даже на свою излюбленную тему - о необходимости снижения НДС - по всем приметам говорить особо не хотел. А по окончании совещания Фрадков спешно уехал в Кремль.
Буквально через несколько часов ленты информагентств запестрили срочными сообщениями: премьер-министр попросился в отставку.
- Я бы хотел, чтобы у вас была полная свобода в выборе решений, включая кадровые, - цитировали информагентства слова Фрадкова, обращенные к президенту.
Владимир Путин отставку премьера и кабинета министров принял. И даже наградил Фрадкова высшим российским орденом "За заслуги перед Отечеством" первой степени. До одобрения Госдумой нового главы правительства Фрадков будет исполнять обязанности премьера.
Фрадков пойдет в Банк развития?
В кабинете министров давно ждали перемен, и теперь, после отставки кабинета министров, чиновники и эксперты стали наперебой выкладывать свои версии того, какие изменения ждут Белый дом.
Версий, куда пойдет Михаил Фрадков, не так уж много. Самая популярная - что он возглавит наблюдательный совет Банка развития, в котором сейчас работает один из его сыновей. Правда, сам Фрадков в приватных разговорах с журналистами несколько раз признавался, что ему хотелось бы просто отдохнуть. Мысли в порядок привести.
Из министров главным претендентом на отставку уже не первый год называют главу Минздравсоцразвития Михаила Зурабова. И дело не только в грандиозных скандалах с неудачной монетизацией льгот, а затем с лекарственным обеспечением льготников. Уже несколько месяцев в правительстве обсуждается разделение Минздравсоцразвития на два министерства - здравоохранения и социального развития. На место главы Минсоцразвития прочат депутата Госдумы Андрея Исаева.
Не менее активно обсуждается необходимость выделения Министерства образования из нынешнего Минобрнауки. В этом случае полномочия в части науки могут отойти к нынешнему Мининформсвязи и на базе этого ведомства может возникнуть полноценное Министерство высоких технологий, во главе которого, вероятнее всего, останется Леонид Рейман - его инициативы по созданию венчурного фонда (РИФИКТ) и Агентства по поддержке экспорта в сфере высоких технологий получили поддержку на самом высоком уровне.
Не утихают слухи и вокруг, пожалуй, самой яркой личности из кабинета Фрадкова - главы Мин-экономразвития Германа Грефа. На его место источники, близкие к МЭРТу, прочат главу ВТБ Андрея Костина. Хотя такие домыслы выглядят странно, ведь буквально несколько месяцев назад Греф триумфально добился того, чтобы Олимпиада-2014 прошла в нашем Сочи.