Однояйцевая политика
В пятницу польский сейм примет решение о проведении досрочных парламентских выборов в стране. Близнецы Качиньские - президент и премьер - торопятся распустить парламент, чтобы замять разгорающийся скандал, связанный с преследованием спецслужбами политиков и журналистов. Однако самим им ситуация грозит потерей реальной власти. О роспуске сейма и проведении выборов в конце октября президент Лех Качиньский еще в августе договорился с лидером крупнейшей оппозиционной партии "Гражданская платформа" Дональдом Туском. Так что результат голосования не станет сюрпризом - "за" выскажется не менее 340 депутатов из 420. У либеральной "Гражданской платформы" свой интерес - шанс победить на досрочных выборах в октябре. В этом случае Туск может занять кресло премьера.
Наломавшие дров Качиньские, судя по всему, громкому скандалу предпочтут уйти в тень. Ведь, если бы не роспуск парламента, публичного разоблачения им не избежать.
После того как рассыпалась правящая коалиция, в которую вместе с партией "Право и справедливость" (ПиС) премьера Ярослава Качиньского входила популистская "Самооборона" Анджея Леппера, кризис вошел в решающую фазу. Качиньские, словно осенние липки, опадают бывшими союзниками. За последние пару месяцев они лишились нескольких министров, к которым "потеряли доверие". А бывшего вице-премьера и главу Минсельхоза Леппера пытались взять с поличным на взятке и упечь за решетку. Того самого Леппера, который, заняв третье место в президентской гонке, призвал своих сторонников голосовать за Леха Качиньского. И тем самым обеспечил ему победу.
Бывший министр внутренних дел Януш Качмарек, собиравшийся дать показания комиссии сейма по делам спецслужб, был арестован накануне заседания — вместе с начальником полиции Конрадом Корнатовским. В отставку также ушел начальник следственного управления полиции Ярослав Мажец.
В общем, близнецы оказались окружены "врагами". А попытки изолировать этих самых врагов при помощи спецслужб привели к политической изоляции самих Качиньских. Многие в Польше уверены, что на предстоящих выборах у ПиС шансов на победу нет. А вступать в коалицию с дискредитировавшей себя партией вряд ли кто-то захочет.
"ПиС лишилась доверия, — сказал "Известиям" депутат парламента от "Самообороны" Матеуш Пискорский. — Все в Польше знают: эта партия — инструмент спецслужб. Она готовит провокации не только против оппозиции, но и против своих союзников. Никто не захочет сотрудничать с ними".
Впрочем, оговаривается парламентарий, для "Самообороны" сотрудничество с ПиС все-таки возможно — "в случае смены руководства партии". Так что польский политический кризис во многом носит сугубо личностный характер. Властные близнецы сумели настроить против себя все политические силы.
На предстоящих выборах "Самооборона", по признанию депутата, получит около 10% голосов и останется в оппозиции. Возглавляющий партию Анджей Леппер разошелся с Качиньскими во взглядах на такие ключевые вопросы, как размещение в Польше элементов американской ПРО и отношения с Россией. Так, Леппер требовал проведения референдума по вопросу о ПРО и упрекал близнецов за ссоры с Москвой, считая такую политику экономически невыгодной.
Многие в Польше опасаются, что период законодательного безвластия, пока в стране не будет парламента, Качиньские используют для того, чтобы еще больше закрутить гайки и убрать с политической сцены всех "ненадежных" и "подозрительных". Под видом борьбы за восстановление "законности" и "порядка". Но даже такие меры вряд ли спасут близнецов — все аналитики дружно предрекают им политический крах.
Правда, досрочные президентские выборы Польше не грозят. Процедура импичмента в Конституции этой страны не прописана. Так что в скором времени на польском политическом олимпе может остаться лишь одна половинка уникального семейного тандема. Президент Лех. А премьер Ярослав станет воспоминанием. Для кого-то — комичным. Для кого-то — болезненным.
Польша может поссориться с ЕС из-за гданьских судоверфей
Еврокомиссия отказала Польше в просьбе не закрывать две трети судоверфей в Гданьске хотя бы до 2014 года. У Брюсселя один подход ко всем: решение связано с необходимостью "оздоровить" польскую экономику, исключив монополизацию отрасли. А для Польши гданьские судоверфи — колыбель демократии. Именно оттуда начался поход "Солидарности" и Леха Валенсы против коммунистического режима.
Брюссель посягнул на святое, и в Польше уже ждут серьезных осложнений в отношениях с ЕС. По крайней мере, рост антиевропейских настроений в обществе обеспечен. Эксперты предсказывают успех евроскептиков на досрочных парламентских выборах.
В Гданьске в 1980 году начался "европейский" путь Польши. И, как ни парадоксально, именно там он может если не закончиться, то как минимум застопориться. Сильные со времен Валенсы профсоюзы Гданьска молчать не будут — тем более что без работы останутся не менее трех тысяч человек.