Умер создатель пластилиновой вороны


Нынешний год для российской культуры стал без преувеличения роковым. Список скорбных потерь пополняется с пугающей регулярностью. В воскресенье в мартиролог-2007 было записано имя Александра Татарского - выдающегося российского мультипликатора, автора таких обожаемых детьми и взрослыми шедевров, как "Пластилиновая ворона" и "Следствие ведут Колобки".
А ведь на его счету еще и "Падал прошлогодний снег", "Крылья, ноги и хвосты", в конце концов — заставка к передаче "Спокойной ночи, малыши!". Между прочим, заставку — наравне с "Прошлогодним снегом" и "Пластилиновой вороной" — в советские времена долго держали на полке.
Татарский всегда плыл против течения. Со своими гибкими пластилиновыми мирами. Со студией "Пилот", не отпочковавшейся от "Союзмультфильма", а созданной как новая школа — школа Татарского. Последний крупный проект "Пилота" — 52-серийная "Гора самоцветов" на основе сказок народов России.
Александру Татарскому не раз предлагали перебраться в кинематографическую и анимационную Мекку — в Америку. Но он остался. А на недавней встрече с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым говорил с болью: "Мы растим иностранцев в собственной стране... Никакие нанотехнологии не смогут нам помочь, если мы будем продолжать воспитывать не российских, а американских и японских детей, растущих на культуре этих народов". И добавил, что все деньги, выделяемые на развитие отечественной мультипликации, составляют четверть бюджета одного лишь мультфильма "Шрэк"...
Татарский знал, о чем говорит. Президент Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, секретарь Союза кинематографистов, он любил и делал кино авторское, штучное, неповторимое. При этом не был ханжой, не страдал квасным патриотизмом, ценил талант вне зависимости от гражданства и выступил в защиту "Симпсонов", когда наши отечественные мракобесы пытались изгнать их с экрана.
Ученики Татарского работают сейчас по всему миру. Хотя его собственное творческое наследие невелико — по пальцам перечесть. И все работы разные. И ни одну невозможно забыть. Будь то "Унесенные ветром" с вылетающими через окно куриными окорочками или одноминутный фильм о путче 1991-го, сделанный за три августовских дня...
Александру Татарскому было 56 лет.