Человек поскользнувшийся
На этой неделе Нижний Новгород посетил один из самых неординарных французских видеохудожников Пьерик Сорен. Здесь он представил свою выставку "Видеопрыжок", открывшуюся в Выставочном центре на пл. Минина. "Французский мистер Бин", как представляли Сорена нижегородцам, сам провел для посетителей экскурсию по экспозиции, которая являет собой своеобразное видеожизнеописание среднестатистического неудачника, признанное шедевром актуального искусства.
Работы Пьерика Сорена — это короткие видеофильмы, автором сценария, режиссером и актером которых является "сам себе" Сорен. Комуто это напоминает отечественные теле-"городки", кому-то — Чарли Чаплина, кому-то — скетчи мистера Бина. Однако в отличие от вышеперечисленных, ставших частью масскульта, француз Сорен выбрал другой путь. Известность ему принесли несколько видеофильмов про неудачников Пьерика и ЖанаЛу (обоих играет сам Сорен). Тут же маэстро получил заказ от французского телевидения на тиражирование удачных образов, но отказался.
— Им нужно было 50 серий, и я бы, наверное, умер, если бы стал это снимать, — рассказывает Сорен.
В результате вместо популярности у широкой публики Сорен получил признание ценителей актуального искусства, он представляет Францию на крупнейших биеннале планеты, а его инсталляции заняли свое место, пожалуй, в самом главном музее современного искусства мира — парижском Центре Помпиду.
— Но я не считаю себя авангардным художником, — говорит Сорен. — В детстве, когда я понял, что мир — это загадка, у меня даже появились мысли о суициде, — признается он. — Но потом я решил, что это не очень хорошая идея и что если я чего-то в этой жизни не понимаю, то лучше к этому отнестись с улыбкой.
Повод для улыбки Сорен находит в чем угодно — от простых повседневных дел, например уборки (в одноименной инсталляции Сорена с восторгом узнает себя каждый зритель), до высокого искусства, как в инсталляции "Я люблю живопись, но мне трудно ее переваривать", в которой герой плюется акриловыми красками.
Но улыбка у Сорена — не тупой гогот над залепленным в физиономию тортом, его улыбка с грустинкой.
— Однажды я понял, сколько бессмысленных вещей делаю в своей жизни, — говорит автор, комментируя инсталляцию "Жизнь, наполненная до краев" — здесь на добром десятке экранов его герой бесконечно надевает рубашки, взбивает гоголь-моголь, перемещает какойто хлам, качает ребенка, снимает носки перед тем, как лечь в кровать, выключает свет и т. д. — подобный перечень может составить каждый. — На первый взгляд, это даже весело, а если посмотреть дольше, то ощущаешь плен бессмысленной суеты, на которую тратится уйма времени. Я подумал, может, если сниму это на видео, то эти вещи обретут хоть какойто смысл.
— Герой Пьерика — это человек, проигравший в этой жизни, человек поскользнувшийся, упавший, смешной. Он общается со зрителем не с позиции "я все знаю и сейчас расскажу", а как неудачник, — говорит куратор выставки начальник отдела современного искусства Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, чьими стараниями приехал в Россию "французский мистер Бин". — Но из маргинальной его эстетика пересмешничества неожиданно становится актуальной частью культуры.
Организаторы выставки уверены, что видеоарт Сорена способен оценить как зритель подготовленный, так и случайный, с улицы. Интересно, что многие инсталляции Пьерика Сорена в его родной Франции выставлялись именно на улицах городов, и реакция зрителей становилась частью его видеоинсталяций.