Входите, не заперто
Почему-то старый крестьянский быт в России считается серым. А он выглядел разноцветным. Это касалось чего угодно, включая расписные двери в избах. Выставка "Вход выход" в московской галерее "Проун" именно их и показывает. Два десятка дверей вместе с петлями и замками, каждая из которых вполне сходит за шедевр народного искусства.
Красное значит красивое. Эту нехитрую этимологию все усваивают еще в школе на примере выражений "Красная площадь" или "красный угол". Но обратное тоже верно. Оттенки алого и багряного по традиции считались самыми торжественными и изысканными во всем красочном спектре. И для крестьян, желающих декорировать свое жилище, не возникало вопроса, какой цвет сделать главным. Вопросы могли возникать лишь в связи с сюжетом тут оставался простор для фантазии.
Сделать ли просто цветочный орнамент или добавить сказочных существ наподобие птицы Сирин, ограничиться абстрактным узором или изобразить сценку из жизни? Решение целиком зависело от вкуса хозяина. Но при любых вольностях ценились древние символы и эстетика, доставшаяся от предков. Поэтому и не видно в экспозиции особой разницы между столетиями. Скажем, на одной из дверей изображен любимый, уходящий на фронт, и надпись гласит: "Прощай, Терентий!" Когда бы не кураторское пояснение, что речь о Великой Отечественной войне, вполне можно было бы решить, что Терентий отправляется бить Наполеона. На удивление прочно, до самых недавних десятилетий, сидела в крестьянском сознании преемственность идеалов. Теперь ее все чаще имитируют модные дизайнеры.
Без улыбки, конечно, на многое сегодня не взглянешь. Иной раз встречаются буквальные цитаты из исторических анекдотов. Помните байку про незадачливого богомаза, который не сумел убедительно нарисовать льва в сцене с христианскими мучениками и сделал приписку: "Се лев, а не собака"? Вот и здесь находим на двери странноватого вида животное с категорической подписью: "Левъ". Но вообще-то зрительская ирония дальше добродушной усмешки не заходит. Слишком уж все аутентично по происхождению и искренне по исполнению. Сороки у дымохода, самоварчик на столе, деревенский франт в канун престольного праздника сами нарисовали, сами и любуемся. В каком-то смысле это искусство еще более народное, чем знаменитые лубки. Там массовая полиграфия, а здесь индивидуальное самовыражение. Неудивительно, что на такой репертуар находятся свои коллекционеры. Все, что показано в "Проуне", принадлежит современным собирателям из Москвы и Петербурга. Видимо, чего-то в их интерьерах недостает даже после евроремонта.