Почетного гражданина Филадельфии Тарпищева не пускают в США
Вокруг полуфинального матча за Кубок Федерации между сборными США и России, который должен пройти 14-15 июля в небольшом заокеанском городке Стоу, разгораются страсти. Вот уже несколько недель американское посольство тянет с выдачей визы капитану нашей команды Шамилю Тарпищеву. В результате россиянки были вынуждены вылететь без своего лидера, и их подготовка находится на грани срыва. На фоне этого отказ первой ракетки страны Марии Шараповой выступить в матче из-за травмы выглядит мелкой неприятностью.
"Сегодня опять ходил в американское посольство, безрезультатно, - посетовал Тарпищев в понедельник в разговоре с корреспондентом "Известий". - То же самое было и в пятницу... Самое печальное, никто не может сказать - будет виза или нет. Мое заявление лежит в Вашингтоне, и когда оно будет рассмотрено - неизвестно".
С американской визой проблемы у Тарпищева возникали неоднократно. В середине 90-х власти США подозревали его в связях с криминальными кругами, но доказать ничего не смогли. Теперь складывается парадоксальная ситуация: по всему миру член Международного олимпийского комитета Тарпищев путешествует совершенно свободно. Но как только речь заходит о США... "Помню, на Олимпиаде-96 в Атланте мне дали визу без права перемещения по стране, - грустно усмехается собеседник. - А на Игры-2002 в Солт-Лейк-Сити я смог въехать только на второй неделе соревнований. Когда я оформлялся последний раз, в посольстве затребовали документ, что я являюсь почетным гражданином Филадельфии. Визу опять дали с опозданием, а грамоту и вовсе не вернули".
По словам Тарпищева, в выдаче визы ему никто не отказывает. "Как-то я об этом упомянул в прессе, так меня пригласили в посольство и специально подчеркнули этот факт, - говорит он. - Просто виза выдается в последний момент. Знаете, это такая тактическая хитрость. Вроде и въездные документы выдали, и сопернику подготовку сорвали".
Пока капитан сборной обивает пороги посольства, команда улетела в США без него. В ее составе нет лучшей теннисистки страны Марии Шараповой, которая отказалась играть из-за травмы плеча. Отсутствие второй ракетки мира не только существенно снижает шансы россиянок, но и практически исключает возможность самой Маши стартовать на Олимпиаде в Пекине. Дело в том, что для участия в Играх теннисистки должны не только соответствовать спортивным критериям, но и иметь в своем активе хотя бы одно выступление за национальную команду. Шарапова еще ни разу за российскую сборную не играла, хотя свое желание поехать в Китай декларирует постоянно. Переговоры Тарпищева с отцом звезды Юрием длятся уже почти два года, но результата пока не приносят. Клан Шараповых регулярно подтверждает свои намерения выступить за команду, а потом с той же регулярностью отказывается от поездок.
Так уже было минувшей весной, когда Маша из-за травмы не смогла приехать в Москву на четвертьфинальный матч против испанок. Та же ситуация повторилась и теперь. "Маша сказала, что во время Уимблдонского турнира она усугубила травму плеча, которая была у нее раньше, - подтвердил "Известиям" Шамиль Тарпищев. - Из-за этого, дескать, она и проиграла в четвертом круге Винус Уильямс. В таком состоянии, по словам теннисистки, она руки поднять не может и будет лечиться".
На этом беды нашей сборной не исчерпываются: у второй ракетки страны Светланы Кузнецовой - тоже травма. "У Светы сильно болит рука, подавать она практически не может, - рассказал нашей газете один из тренеров команды Александр Волков. - Если она будет играть через силу, то рискует потом пропустить весь сезон". В результате руководство команды было вынуждено спешно дозаявить 19-летнюю Аллу Кудрявцеву. Помимо нее в состав вошли Надежда Петрова, Анна Чакветадзе и Елена Веснина.
Тем временем американки готовятся к предстоящему матчу очень серьезно. В их составе обе сестры Уильямс - Серена и Винус, которая два дня назад праздновала победу на Уимблдоне. Компанию им составит опытная Лиза Реймонд. "Учитывая состав американок и все наши проблемы, фаворитами встречи являются, конечно, хозяйки, - признается Шамиль Тарпищев. - Но мы поборемся..."