Личная инфляция: битву за урожай-2007 покупатели проиграли
Для каждого из нас цены увеличиваются по-разному. Статистика, например, утверждает, что в июне они выросли всего на один процент. Но это в среднем. Чиновников не смущает, что продукты, к примеру, подорожали на 5%. А цены на хлеб к концу лета и вовсе могут удвоиться. Для правительства это лишь цифры. Во вторник "Известия" продолжают разбираться в том, сколько для каждого из нас составляет личная инфляция и почему чиновники не хотят брать ее в расчет.
"Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим". Именно этим советом Козьмы Пруткова, очевидно, руководствуются российские чиновники, когда регулярно рапортуют о побежденной инфляции. Гражданам они предлагают то же самое - не верить, когда на рынке или в магазине на глазах меняются цены.
В прошлом году чиновники тоже говорили, что все будет хорошо. Что в июле-августе цены не только не будут расти, а, наоборот, снизятся. Потому что летом продукты дешевеют - так всегда бывает во время сбора урожая. Но тогда цены падать не захотели. Объяснение быстро нашлось - тяжелая холодная зима погубила урожай, поэтому овощи и фрукты оказались дорогими.
В этом году зима была теплая, но и это почему-то не помогло - цены на овощи и фрукты растут еще быстрее, чем в прошлом. Невольно вспоминается советский анекдот о том, что у нашего сельского хозяйства четыре главные беды - зима, весна, лето и осень. Впрочем, у агрономов объяснения вполне серьезные. Засуха и наводнения весной оставили нас без зерна, а зимняя оттепель ударила по урожаю фруктов. Однако специалисты не смогли объяснить нам, почему, к примеру, сразу на треть подорожали капуста и морковь, т.е. самые "народные" продукты.
Агрономы молчат, зато объяснения нашлись у продавцов. "Люди же богатеют - мы можем еще цены поднять, и все равно купят", - рассказал нам Дмитрий Зенин, поставляющий продукты на один из волгоградских рынков. Действительно, доходы россиян растут быстрее официальной инфляции, это признают чиновники. А продавцы этим пользуются.
В правительстве, видимо, предпочитают об этом не задумываться. У Росстата есть научная методика подсчета инфляции, и она говорит - все в порядке. Один процент в июне, и баста. К этому только добавим, что на продукты уходит львиная доля расходов наших граждан, причем чем беднее семья - тем больше она тратит на продукты. Именно по малообеспеченным ударило в начале этого года повышение тарифов ЖКХ на 20% - тогда "Известия" впервые подняли проблему "личной инфляции". Около половины доходов пенсионеров уходит на оплату коммуналки, и получается, что в январе их кошельки опустели на 10%.
Примерно столько же - половину доходов - пенсионеры тратят на продукты. Вот и получается, что в июне личная инфляция для них вновь стала болезненным ударом. Весной, кстати, по ним же ударило повышение тарифов на городскую телефонную связь, о котором "Известия" тоже не раз писали.
Да что там пенсионеры - в целом по стране средний россиянин тратит на покупку еды 33% своих доходов. Простой подсчет показывает, что для него рост цен на продукты на 5% означает инфляцию более полутора процентов, а не 1%, как утверждает официальная статистика. А чем менее обеспечен человек, тем больше у него в структуре затрат занимает продовольствие. Богатому же человеку рост цен на продукты нипочем. Вот и получается, что у каждого из нас - своя инфляция. Хотя Росстат с этим и не согласен.
Цены на хлеб вырастут вдвое
Погода, как всегда, подвела. На юге страны - засуха, в Сибири и на Урале - дожди и переувлажнение почвы. По словам министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, "уже сейчас мы можем говорить о том, что недобор яровых зерновых культур в Ростовской области составит примерно 50%, в Волгоградской и Воронежской - около 35%, Саратовской, Белгородской, Липецкой, Рязанской областях - до 20%". Все это значит, что хлеб будет дорожать. По некоторым прогнозам, цены могут вырасти вдвое. В целом урожай зерна в России в этом году ожидается в пределах 76 млн тонн. Для сравнения: в РСФСР в свое время собирали по 120 млн тонн в год.
Руководитель Росстата Владимир Соколин: "Это баловство, а не статистика"
вопрос: Вы сами ходите в магазин? Насколько для вас выросли цены в прошлом году?
ответ: Хожу, но такой глупостью, как подсчет цен, не занимаюсь. Так называемая личная инфляция — это баловство, а не статистика. Личной инфляции не бывает. Инфляция — это рост цен производителей и продавцов в экономической системе.
в: Но ведь рост цен для одних россиян составляет 8—9% в год, а для других — все 20—25%...
о: Безработный может покупать продукты на рынке с предельным сроком хранения товаров по очень низким ценам. В то же время человек с высоким уровнем доходов покупает продукты в элитном супермаркете по высоким ценам. Одно и то же наименование товара может отличаться по уровню цен за счет качества продукта. При этом рост цен на один и тот же товар будет практически одинаковым. По нашим данным, такого разброса цен, о котором вы говорите, нет. Например, индекс потребительских цен (ИПЦ) в прошлом году для "самых бедных" (так называемая 1-я децильная группа) составил 109,8%, для "самых богатых" (10-я децильная группа) — 108,3%. Получается разница в 1,5%. Это в основном связано со структурой потребления товаров и услуг. Что же касается разных регионов, то картина тут радикально другая: сахар в целом по стране подорожал на 14,9%, при том что в Калининградской области цены на него выросли на 55%, а в Самарской области — лишь на 3%. Получается 52%.
в: Чтобы подсчитать вот такую "личную" инфляцию, англичане придумали калькулятор. А Росстат?
о: Англичане сделали хороший пиар-ход, который мы хотим повторить. Сейчас мы начали этим заниматься, утвердили план-график по организации расчета "персональной инфляции" (мы так назвали этот показатель в отличие от "личной инфляции" в Великобритании). Но калькулятор будет совсем другим. К примеру, мы хотим, чтобы пользователи смогли сами делать расчеты, будут и другие новинки. До конца года сделаем и разместим его на своем сайте.
в: А такой калькулятор вообще нужен?
о: Нужен обязательно. Во-первых, для образовательных целей. Люди, которые будут пользоваться калькулятором, начнут понимать, что рост тарифов и их личная стоимость жизни — разные вещи. Речь идет о статистической грамотности. Кстати, количество недовольных "плохой" работой статистиков в королевстве после создания услуги резко снизилось. Надеемся, что и у нас со временем все больше людей будут понимать работу Росстата. Во-вторых, для статистиков калькулятор "персональной инфляции" станет дополнительной контрольной группой. Это уже будет интересно.
в: Много людей посещает сайт Росстата?
о: По посещаемости мы находимся на третьем месте после налоговиков и Центробанка. Надеюсь, что с появлением калькулятора "персональной инфляции" посещаемость будет еще больше.
в: Вас часто критикуют, что при расчете индекса потребительских цен не учитывается теневая экономика. Почему?
о: Индекс включает около 450 товаров и услуг, он постоянно растет. Как вы думаете, сколько российских семей имеют домработницу или пользуются услугами сиделки для ребенка? Для статистики это не интересно, это бесконечно малая величина. Мы включаем в расчеты только те расходы, которые занимают хотя бы 0,5% от всех расходов. За расходами на услуги нянек не следят ни в Англии, ни в США. Это несерьезно. Я помню, как МВД в 1993 году нас попросило начать отслеживать деятельность организованных преступных групп. Было весело.
Мало кто знает, а если и знают, то забывают, что вся наша теневая деятельность называется... личное подсобное хозяйство. В стране более 18 млн таких хозяйств, которые производят свыше 60% всей сельхозпродукции. И мы такие вещи отслеживаем.
в: Может быть критики станет меньше, если ликвидировать монополию Росстата?
о: В США за инфляцию отвечают 13 ведомств, причем некоторые индексы Бюро статистики труда США берут у частных фирм. Например, просят IBM сделать им оценку роста цен на рынке компьютеров, а "Макгроу Хил" — цен на строительном рынке. В России пока делаются робкие попытки создать отраслевые индексы, но, чтобы они попали к нам, их нужно проверить временем. В США всю статистику сделали бесплатной и доступной для всех пользователей. Но так сделали только они, большинство же статистических служб, в том числе и наша, берут деньги за часть информации. В США статистиков на 100% финансирует бюджет. Пока речь идет о бизнесе — желающие создать такой индекс найдутся. А когда речь заходит о социальной сфере? Вряд ли. Поэтому не вижу, как сейчас можно обойтись без государственной системы статистики.