Утраченное придыхание
XXIX Московский международный кинофестиваль наводит на мысли о бренности всего сущего. Где-нибудь четверть века назад в дни фестиваля Москва стояла бы на ушах, билетами на фестивальные показы спекулировали бы по неуемным ценам и в любом случае это было бы изрядное событие в общественной жизни. Тогда как сегодня это событие в высшей степени проходное и неприметное. Тот, кому положено по должности, отписался, остальной же публике все это глубоко безразлично. И это при том, что фестиваль хуже никак не стал. И прежде была интересная программа, и сейчас она интересная - вот только интерес утратился.
Причина тому внешняя и довольно очевидная. Прежние фестивали советских времен были окошком в большой и запретный мир. От желания хоть краешком глаза на него глянуть публика на ММКФ и ломилась. При этом ажиотажный спрос на запретный плод не только в кинематографе наблюдался. Джинсы, стоившие на черном рынке среднемесячную зарплату (кто сейчас отдаст за простые штаны без наворотов 10 тысяч рублей?), - это тоже был символ запретного мира, отсюда и несуразная цена.
Но оттуда же была и придыхательная интонация, которую вызывали не только явления культуры и предметы ширпотреба, но и феномены, до политики относящиеся. Инопресса, являющаяся носительницей истины в последней инстанции, а также мудрое и справедливое политическое устройство стран, находящихся по ту сторону железного занавеса. В тогдашней бытовой мифологии это был чистый аналог сказочного "иного царства" - блаженные острова, где растут золотые груши на вербе. Сегодня от этой светлой и чистой веры мало что осталось. Не то чтобы русские реалии стали казаться образцовыми - куда там. Но нет уже безумия в том, чтобы сказать: наша пресса, конечно, так себе и порой опускается до уровня газеты "Таймс", но в среднем немного поприличнее "Таймс" будет. А равно и в том, чтобы допустить, что и на блаженных островах с юстицией и полицией всякое бывает. Порой торжествует неслыханная справедливость, а порой и джентльмен с джентльменом о чем-то поговорили и договорились. Опять же и на знатного иностранца давным-давно не зовут как на стерлядь, да и к дипломатам просвещенных стран отношение переменилось. Вместо придыхательного "посланник свободного мира" наблюдается лишь сугубо прагматическое насчет визовой поддержки. По-советски говоря, что-то вроде знакомства с продавцом мясного отдела. Полезно, конечно, но ни о каком сверхчеловеческом достоинстве речь не идет.
Хотя с точки зрения редких счастливцев, сохранивших восторженное придыхание, отсутствие такового равносильно клеймлению и обличению, вряд ли это верно. Утрата придыхания - это всего лишь философическая охлажденность. И у нас не то чтобы совсем черти с рогами, и у них не то чтобы ангелы с крыльями. За морем житье не худо, кто бы спорил, но в общем-то все черненькие, все прыгают и особых поводов для экстатического отношения не наблюдается.
Повинны же в такой охлажденности президент СССР М.С. Горбачев и президент РФ В.В. Путин. Первый создал предпосылки для философичности, открыв границы и доставив возможность непосредственно наблюдать жизнь иного царства и познавать, как там насчет золотых груш на вербе. Это достижение перестройки и до сего дня сохранилось в неприкосновенности. Но одной лишь формальной возможности мало. В 90-е гг. многие русские сильно бедствовали, и им было не до познавательных поездок. Не то чтобы при В. В. Путине везде следы довольства и труда, но только слепой будет отрицать, что в нынешнее царствование (по каким причинам и благодаря чьим заслугам - другой вопрос) уровень благосостояния существенно вырос. Материальные запреты ослабели, что сделало поездки доступнее. К возможности реального познания добавилась еще и возможность познания виртуального - весьма многим стал доступен интернет.
Но свободные границы и свободные электрические коммуникации суть вещи, несовместимые с железным занавесом, а только при настоящем занавесе возможен ажиотажный спрос на отзвуки и отблески прекрасного запретного мира - что в твоей платоновской пещере. В видах борьбы с оранжизмом стоило бы поощрять несогласных загранпоездками. Путешествия развивают молодежь.