Погуляли на беду
После трагедии в Екатерининском доме-интернате для престарелых и инвалидов, что в Тарском районе Омской области, прошла неделя. В минувшую субботу похоронили погибших. Пятеро упокоились на кладбище интерната, пятерых забрали родственники. В районе был объявлен траур. Отменили назначенный на 24 июня праздник "Мир семьи", местом проведения которого было выбрано село Екатерининское.
В интернате идет ликвидация последствий пожара. Губернатор выделил на эти цели 11 млн рублей. Работает оперативный штаб под руководством министра промышленной политики, транспорта и связи областного правительства. Ведется следствие по возбужденному уголовному делу.
- Мы очень надеемся, что узнаем истинную причину случившегося, - говорит заместитель директора дома¬интерната по лечебной части Алексей Титов.
Пока вопросов больше, чем ответов. Екатерининский доминтернат для престарелых и инвалидов - один из лучших в Омской области среди учреждений подобного рода. Он находится в живописном сосновом бору в 30 километрах от районного центра и в полутора - от села Екатерининское.
Здание построили давно - в 1969 году, но в течение последних двух лет в его реконструкцию вложили около 70 млн рублей, и оно значительно "помолодело". Снаружи дом радует глаз сайдингом и пластиковыми окнами, а внутри - современным убранством "с претензией": качественные отделочные материалы, аквариумы с диковинными рыбками, комнаты релаксации, тренажеры. Обновилась и начинка здания. Большую часть средств потратили на модернизацию инженерных коммуникаций - водоснабжение, отопление, сантехнику. Установили и автоматическую пожарную сигнализацию - раньше ее в доме¬интернате не было. Не будь ее на этот раз, последствия были бы иными, ведь только после того, как сработала сигнализация, пожар заметили. Спрашивается: где была дежурная медсестра, пост которой находится недалеко от предполагаемого места возгорания?
Второй вопрос - почему так много погибших? Пожар случился на третьем этаже, где живут мужчины, по словам заместителя директора, не слабые, в смысле "ходячие", которые вполне могли бы спастись. "Причина смерти временно не установлена" - гласит справка от судмедэкспертов. Пока окончательные выводы не сделаны, остается только предполагать.
Все говорят о том, что накануне опекаемые (так называют живущих в доме-интернате) получили пенсию и "группа товарищей" выпивала по этому поводу. Явление нередкое, о котором здесь знают все.
- Такая проблема есть во всех подобных домахинтернатах, по всей стране, - говорит Алексей Титов. - Наши проживающие - люди свободные, они имеют право выходить за пределы дома¬интерната, покупать то, что им хочется. Они лишены жилья и понимают, что выгнать их за нарушение дисциплины мы не можем. А убедить в чемто человека, которому за 60, - сложно.
- А правда, что они могут купить самогон едва ли не на территории дома-интерната?
- Правда. Как и везде, в Екатериновке люди на этом зарабатывают, спрос есть...
Опекаемые - люди разных возрастов и разных судеб. Половина - инвалиды, самой молодой из них 25 лет. Немало людей с уголовным прошлым. Причем у большинства есть родственники.
- Этого следовало ожидать, - в день трагедии в голос твердили две женщины, давно живущие в доме. - Когда директор покидает территорию интерната, здесь всем заправляет кучка людей, с которыми персонал не всегда может справиться...
Первоначально рассматривались три версии трагедии: неосторожное обращение с огнем, замыкание в проводке и поджог. Однако уже в первый день техногенные причины считались маловероятными. На первое место опять вышел он - человеческий фактор. Это и недосмотр со стороны персонала, и отсутствие дисциплины среди обитателей дома. Сегодня все говорят о непогашенной сигарете и пьянстве.
Итог трагедии: десять погибших, семеро пострадавших, четверо в больнице, один в тяжелом состоянии - серьезные ожоги.
Что касается здания, то ему повезло больше, чем живущим в нем. Пожар случился в той его части, где ремонта еще не было. Выгорели коридор и двери, комнаты и их содержимое лишь задымились, но остались в целости. А снаружи здание выглядит вполне прилично - лишь несколько разбитых окон и следы копоти.