Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Мир
Путин заявил, что РФ должна быть сильной перед попытками Запада расшатать ситуацию у границ
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Бронзовый Круг, небо вокруг

Каждый, кто уважает известного исполнителя "шансона" Михаила Круга, может найти его на скамеечке на бульваре Радищева в центре Твери, сесть рядом, сфотографироваться или даже рассказать о наболевшем. Круг послушает, но не ответит. Михаила убили в 2002 году. А бронзовая скамейка и сидящий на ней певец - это памятник, который ему поставили в День города. На открытии народ плакал.
0
Благодарные земляки теперь могут присесть рядом со своим кумиром (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Каждый, кто уважает известного исполнителя "шансона" Михаила Круга, может найти его на скамеечке на бульваре Радищева в центре Твери, сесть рядом, сфотографироваться или даже рассказать о наболевшем. Круг послушает, но не ответит. Михаила убили в 2002 году. А бронзовая скамейка и сидящий на ней певец - это памятник, который ему поставили в День города. На открытии народ плакал.

Бронзовый Круг появился по инициативе родственников и друзей певца, организовавших Фонд творческого наследия исполнителя. Народу собралось море, приехали поклонники аж из Томска и Санкт-Петербурга.

— Мы решили спеть Мишину песню "Милый мой город", — говорит Ольга Медведева, родная сестра певца. — Заранее на листочках напечатали слова, раздали людям. Знаете, так по-пионерски, навытяжку народ стоял. Пели хором, настолько самозабвенно! У многих на глазах я видела слезы.

Самые либеральные противники идеи памятника предлагали поставить его на Пролетарке — в районе, где родился и вырос Круг.

— Мы специально продумывали местоположение, опасались вандализма, — объясняет Ольга. — Тут и милицейский пост рядышком.

Так певец, которому при жизни покровительствовали все влиятельные авторитеты, после смерти оказался под присмотром милиции.

Своим присутствием открытие памятника почтили и местные власти во главе с мэром города Олегом Лебедевым.

— Он и губернатор Зеленин нам очень помогали, — говорит Ольга. — Советник губернатора был постоянно на связи: "Чем помочь можем? Как у вас дела?" Мишка чувствовал человека. Он в людях душу будил!

В центре "пурги"

В Твери все знают: Михаил Круг сначала носил фамилию Воробьев, был обычным шофером, выпивал - куда без этого. А потом резко начал собирать стадионы. Причины этого лежат на поверхности.

Круг уловил формулу лексики и сознания масс. Его "Владимирский централ" продолжил безжалостно-исповедальную линию, начатую "Таганкой" и "Муркой". Почему в народе российском неизбывна тяга к таким исповедям — вопрос. Но усваиваются они "на ура" в разных возрастных и профессиональных слоях. Лично наблюдали, как модная девочка 16 лет, услышав в подземном переходе "Централ", предложила друзьям "дослушать песню, потому что она классная". Чем могла взять за душу сия тема десятиклассницу из благополучной семьи, трудно постичь, но она знала текст наизусть. А столичный — заметьте, столичный — "Олимпийский" стоя, хором пел все тот же "Владимирский централ" в унисон с Кругом, закрывавшим фестиваль шансона "Звездная пурга". Фраза "зла немерено" произносилась почти с той же пламенностью, с какой в конце 80-х страна подхватывала цоевский лозунг "Мы ждем перемен!".

Сколько бы ни говорили поклонники убиенного артиста о самом успешном альбоме Круга "Жиган-лимон", о его шлягере "Мадам" или сентиментальном дуэте с Викой Цыгановой "Приходите в мой дом", все почести ему воздаются именно за "Централ".

В Тверской области его феноменальный успех гремит до сих пор. Продолжает дело Ирина Круг, вдова Михаила. У нее вышло уже два альбома. "Призрак Круга" маячит в них обоих. В одном вдова даже поет вместе с убитым — компьютер совместил их голоса на CD.

Поклонниками Круга является чуть ли не вся администрация и даже директор городского департамента культуры Сергей Перевертаев.

— Круг — великий человек. Не может же вся страна любить одного Киркорова? — удивляется он. На вопрос, любит ли он сам творчество земляка, Перевертаев выдает: — Конечно! Я ж с ним дружил!

Тверь-Калинин-Круг?

Жителей Твери памятник Михаилу Кругу разделил на два лагеря.

— Так братки решили, а общественность протестует! — возмущается краевед Борис Ротермель. — Его же даже с Высоцким сравнить нельзя!

Переживает и главный редактор газеты "Вече Твери" Владимир Буячкин:

— Это безобразие! К некоторым его песням слова написал авторитет Александр Северов. Круг стал жертвой тех, о ком пел. Не зря здесь Салтыков-Щедрин вице-губернатором был. Город Глупов, да и только!

Их робкие голоса накрывает волна народной любви.

— У нас в стране сидел каждый второй, — говорит поэт Виктор Шалый. Окна его квартиры как раз "смотрят" на памятник Кругу. — Страна у нас такая. Исторически так сложилось.

В поисках исторической справедливости мы позвонили самому старшему краеведу области Борису Финкельштейну. 81-летний эксперт тут же начал чертить вокруг знаменитого земляка защитные круги:

— Да, было у него несколько песен, я слышал пластинку, но в целом выступления нормальные. Круг любил Тверь и желал ей добра. Я вот, например, отрицательно отношусь к тому, что в Москве стояли памятники Сталину. Скольких людей он загубил! А Круг никого не убивал!

Местные жители и внутри себя-то не могут разобраться, как им оценить, что в стране вместо Бронзового солдата появился бронзовый Круг.

— А кем нам еще гордиться? — объяснял нам один из поклонников и друзей Круга Дмитрий. — Спортсменов у нас нет, в театры мы не ходим. Он из наших, шофер, который вдруг стал собирать стадионы. Хотя, ну конечно, памятник в центре города — это уже перебор. У нас есть герои, памятника которым мы так и не дождались.

Салтыкову-Щедрину отплатили сполна

Краевед Финкельштейн в конце нашего разговора задумался:

— А ведь правда, несправедливо вышло. Нашему земляку Сергею Лемешеву несколько лет не можем памятник поставить. Салтыкову-Щедрину скульптура имеется, так ему краской нос измазали вандалы. Мне кажется, народу легче принимать решения, если историческая фигура жила в каком-то там веке. С Кругом тяжелее, конечно.

В четверг раным-рано с Кругом уже соображали на троих еще двое посетителей. Эта композиция на бульваре Радищева была словно памятник. Стране, которая за века так и не разучилась петь о неволе. Поэтому Круг перещеголял и Розенбаума с его "Гоп-стопом", и Новикова с "Извозчиком". За то ему и памятник от признательных земляков. Ближе Круга у них никого не нашлось.

Путешествие за три памятника

Петр Образцов


В 1468 году из столицы Тверского княжества города Твери в Индию направился купец Афанасий Никитин, описавший впоследстии свое путешествие в знаменитой книге "Хождение за три моря".

В 1955 году из Индии в СССР направился премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.

Программа пребывания Неру в СССР включала посещение г. Калинин (бывш. Тверь), родины первого русского путешественника в Индию.

В связи с этим в городе был спешно сооружен довольно необычный памятник купцу — прямо из гранитной набережной в сторону Волги выпирает бронзовая ладья, в которой, — но почему-то на гранитном постаменте — стоит сам Никитин (1). После установки памятника алчущие госзаказа скульпторы намекнули руководству города, что памятник Никитину есть, а где же памятник Калинину?

И очень скоро в городе был установлен памятник председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину (2) — в характерной позе просящего подаяние научного сотруднника, разорившегося на гайдаровской реформе.

На этом возведение монументов в Калинине не закончилось. Через пару лет все те же корыстолюбивые монументалисты обратили внимание горсовета, что оба памятника значительно больше по размерам установленного в городе скромного памятника Владимиру Ленину (3). И вскоре на пл. Ленина (бывш. Восьмиугольная) был установлен памятник вождю пролетариата уже вполне приличных размеров. Несколько наклонившись вперед и придерживая левой рукой пальто, Владимир Ильич правой рукой указывает на безобразия, творящиеся перед памятником, где молодежь распивает пиво, а однажды изрисовали постамент граффити.

Кстати, программа визита была изменена, и Джавахарлал Неру в Калинин не заехал.

 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир