Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Горючая смесь

На автозаправках краевого центра появился дорогой бензин — около 40 руб. за литр. В два раза больше привычной стоимости. Это европейское топливо по европейским ценам — продукт финской нефтяной компании. По задумке сети заправок, которая решилась на реализацию подобного ГСМ, бензин зарубежного производства высокого качества будет востребован у владельцев дорогих иномарок.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На автозаправках краевого центра появился дорогой бензин — около 40 руб. за литр. В два раза больше привычной стоимости. Это европейское топливо по европейским ценам — продукт финской нефтяной компании. По задумке сети заправок, которая решилась на реализацию подобного ГСМ, бензин зарубежного производства высокого качества будет востребован у владельцев дорогих иномарок. Впрочем, пока особой популярностью финское топливо не пользуется даже у своей целевой аудитории: эффект от него, считают специалисты, если и будет заметен, то не сразу. Впрочем, это лишь незначительные изменения на красноярском топливном рынке. Но через некоторое время здесь могут произойти серьезные преобразования: у основного в крае поставщика нефтепродуктов новый собственник, а региональные власти намерены всерьез взяться за контроль качества реализуемого бензина.

В конце мая Красноярский край посетил президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков. В начале прошлого месяца предприятие на торгах приобрело одним лотом бывшие активы "ЮКОСа", в их числе 100% акций ОАО "Томскнефть", ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" и ОАО "Ачинский нефтеперерабатывающий завод". Итоговая сумма сделки составила 175,699 млрд руб. В Ачинский НПЗ, как "Известиям" сообщили в пресс-службе краевой администрации, "Роснефть" готова инвестировать более $1 млрд. По словам Льва Кузнецова, который на тот момент состоял в должности и.о. губернатора региона, уже к осени этого года руководство края и руководство нового собственника НПЗ согласуют окончательный вариант программы развития предприятия до 2020 года. "Прежде всего, будет завершена уже начатая программа модернизации — запущена установка изомеризации, что позволит уже в 2008 году существенно увеличить выпуск бензинов высокооктановых марок, соответствующих европейским стандартам качества (Евро-3, Евро-4)", — заключил Лев Кузнецов.

В свою очередь, Сергей Богданчиков намерен к 2012 году привести завод в соответствие с европейскими требованиями. При этом объемы переработки должны вырасти с шести до восьми млн тонн ежегодно, а себестоимость нефти — снизиться. По данным портала "Красноярск.Биз", сейчас при среднем показателе 174 руб. за тонну на Ачинском НПЗ себестоимость составляет 250 руб. Уменьшения себестоимости новое руководство намерено добиться за счет роста объемов производства и сокращения издержек. Не исключено, что на территории края "Роснефть", по словам Сергея Богданчикова, запустит еще один проект — розничную сеть, на первых этапах на условиях франчайзинга.

Основные источники топлива на красноярском рынке — нефтеперерабатывающие заводы Ачинска, Ангарска и Омска. Сейчас в Красноярске, по словам специалистов, только две сети строго привязаны к поставщикам — это "25 часов" (заводы в Ачинске и Ангарске) и "Сибнефть" (Омский НПЗ). У остальных есть определенные договорные обязательства со многими профильными предприятиями и нефтебазами, и они берут бензин там, где дешевле, выгоднее и удобнее. Раз в год Ачинский НПЗ закрывается на профилактику. Какие-то объемы топлива, ориентированные на запросы основных покупателей, у предприятия, конечно, имеются, однако собственники АЗС, у которых с заводом не заключен магистральный, дилерский, дистрибьюторский или какой-либо другой договор, рискуют в этот период остаться без топлива. В результате заправщики обращаются к иногородним коммерсантам, а те, по словам специалистов, далеко не всегда в этом случае поставляют бензин надлежащего качества.

В ближайшее время краевые власти готовы навести полный порядок на сфере топливной реализации. Со 2 июня на территории края начали действовать экологические требования к качеству нефтепродуктов: регулируется содержание практически всех химических веществ. Так, концентрация смол в бензине не должна превышать 5 мг/кг, серы — 150 мг/кг. Прежде всего, экологические требования адресованы владельцам местных заправочных станций — с целью "реализации на территории края нефтепродуктов более высокого технического уровня с улучшенными экологическими показателями". Но власти на этом не останавливаются и собираются вынести на рассмотрение краевых парламентариев законопроект — об установлении ответственности за оборот некачественных нефтепродуктов. Если успеют, то первое чтение пройдет еще до депутатских летних каникул, если нет, то только осенью. Предполагается, что одобренный документ даст субъекту федерации реальные полномочия в области регулирования и наведения порядка за красноярским топливным рынком. За несоответствие экологическим требованиям недобросовестным владельцам заправок будут выписывать штрафы: 300 тыс. руб. — юридическим лицам, 20 тыс. руб. — индивидуальным предпринимателям.

Разработчики законопроекта, да и обычные красноярцы убеждены: на заправках клиентов часто обманывают – могут разводить, к примеру, 80-й бензин различными добавками, которые не улучшают качество, а лишь повышают октановое число. "А в действительности в таком топливе содержание и серы, и свинца превышают норму, что, в свою очередь, сказывается на состоянии и двигателя, и окружающей среды", — считает руководитель службы по контролю в области промышленности администрации Красноярского края Александр Климин.

Но представители красноярского рынка нефтепродуктов в успехе задумки краевых властей пока сомневаются: непонятно, как будет осуществляться сам механизм проверки, к тому же нужно усилить контроль за качеством нефтепродуктов, которые поступают на территорию региона, и создать орган для координации действий всех структур, отвечающих за производство и реализацию топлива.

И вместе с тем представители крупных сетей уверены, что рассказы о разбавленном бензине — это миф, поскольку любое предприятие отвечает перед своими клиентами и за качество обслуживания, и за качество реализуемого топлива.

— Строго говоря, бензин везде примерно одинаковый, поскольку все топливо, производимое нефтеперерабатывающими заводами, производится в строгом соответствии с нормами ГОСТ и ТУ. Каждая партия топлива проверяется в лаборатории завода и имеет свой паспорт, в котором указан и сертификат соответствия, и все показатели данного вида топлива. Фирменные автозаправочные сети реализуют топливо непосредственно от производителя, и в связке "НПЗ — сеть АЗС" каждый заинтересован в том, чтобы конечный потребитель получил качественный продукт, — сообщил корреспонденту "Известий" пресс-атташе сети фирменных заправочных станций "25 часов" Сергей Гашков.

Равнение на Европу

Совет Федерации в ближайшее время намерен представить на рассмотрение законопроект, в соответствии с которым отечественные нефтеперерабатывающие законы в течение двух-трех лет должны будут полностью перейти на производство бензина на уровне как минимум стандарта "Евро-3". Те, кто не примет новые правила, будут облагаться дополнительным налогом. В случае если документ будет одобрен, нововведения вступят в силу в 2009 году. Впрочем, уже сейчас многие российские заводы начинают выпуск бензина классов "Евро-3" и "Евро-4". "Производители, на мой взгляд, и без того заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее перейти к производству топлива более высоких стандартов. Ачинский НПЗ уже делает дизельное топливо, соответствующее "Евро-3". Надеюсь, что в ближайшее время на наших АЗС появится и бензин, соответствующий этим стандартам", — полагает Сергей Гашков. И хотя пока цена на то же ачинское дизтопливо не поднялась, эксперты не исключают, что стоимость литра бензина европейских классов все равно возрастет.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир