Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пакистан начал крупномасштабную военную операцию против Индии
Мир
Песков заявил о невозможности диалога по 30-дневному перемирию без учета нюансов
Мир
Президент Египта обсудил с Путиным возможность увеличить турпоток между странами
Мир
Трамп исключил намерение в одностороннем порядке снижать пошлины для Китая
Мир
Евродепутат назвал важным присутствие Фицо на параде Победы для диалога с РФ
Мир
Путин пообещал сделать всё возможное для восстановления отношений со Словакией
Мир
Бразилия и РФ договорились вернуть комиссию высокого уровня по сотрудничеству
Мир
Лихачев рассказал о возможной кооперации с Бразилией по строительству АЭС
Общество
Захарова назвала готовность сражаться за правду главной философией россиян
Мир
Главу ЕК фон дер Ляйен встретили песней «День Победы» в Люксембурге
Мир
Путин высоко оценил суверенный курс Сербии в международных делах
Армия
Белоусов заявил о самоотверженной борьбе военных РФ с неонацистами в ходе СВО
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали облачную погоду в Москве 10 мая
Мир
Фицо высказался против идеи по возведению нового «железного занавеса» в Европе
Общество
Донецкий железнодорожный вокзал впервые с 2014 года начал принимать поезда
Мир
СМИ сообщили о небольшом землетрясении в Вирджинии из-за концерта Metallica
Мир
В Тбилиси прошло массовое антиправительственное шествие

Андрей, 4-й класс: "Скажите, сколько весит слеза"

1 июня - День защиты детей. От кого? Увы - только от взрослых. Как ни крути, но даже стихия, болезнь, катастрофа, в которую попадает ребенок, - упрек большим людям, которые не придумали, как им уберечь от этих напастей маленького человека. Дети приходят к нам из будущего. Потому что, становясь старше, приличные люди начинают решать для себя сложную задачу: как стать лучше, добрее, благороднее...
63
"Скажите, сколько весит слеза"?
Выделить главное
Вкл
Выкл

1 июня - День защиты детей. От кого? Увы - только от взрослых. Как ни крути, но даже стихия, болезнь, катастрофа, в которую попадает ребенок, - упрек большим людям, которые не придумали, как им уберечь от этих напастей маленького человека. Дети приходят к нам из будущего. Потому что, становясь старше, приличные люди начинают решать для себя сложную задачу: как стать лучше, добрее, благороднее... А ведь именно такими, светлыми и чистыми, мы рождаемся и некоторое время остаемся. Нелепо и казенно звучит это - "День защиты детей". Даже вылечить - и то нельзя за один день, разве что успеть ненадолго порадовать малыша. Нам нужны годы и десятилетия защиты детей.

Дети пишут Богу

Сборник под этим названием не так давно скончавшегося писателя Михаила Дымова вышел в Риге в 1997 году. Он не добрался до российского читателя, так и оставшись в интернете (портал Credo.ru). История создания книги: автор с помощью любимых учителей детей опросил в 30 русских школах 3000 младшеклассников - от 6 до 10 лет. Он задавал им одинаковые вопросы: "Что бы ты хотел спросить у Бога?", "Попросить у него?", "Рассказать ему?".

Ну, конечно, Бог был для них субстанцией не мифической, не религиозной. Он как бы человек, просто его так зовут - Бог, и живет он где-то на небе, у него есть адрес. Вся его необычность состоит в том, что он, всемогущий, осуществляет высшую справедливость, ту, что выше и родительской, и учительской, и хитрющей соседки по парте Машки, и непобиваемого хулигана Петьки. А может, он всемогущ потому, что как никто понимает ребят, их сомнения, желания, горести, обиды, хотения. Такой вот добрый, свойский Бог-защитник.

"Здравствуй, Господи. Как у тебя дела? Как живешь? Как здоровье?" (Надя, 3-й кл.).

"Люди так страдают на Земле, неужели в твоем аду еще хуже?" (Радик, 4-й кл.).

"Ну, хорошо, Господи, меня родителям принес аист, а для него кто нас делает?" (Олег, 3-й кл.).

"Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?" (Наташа, 2-й кл.).

"Как это: на все воля Божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?" (Марат, 2-й кл.).

"А когда на Земле стреляют, ты что, не слышишь?" (Валера, 2-й кл.).

"Значит, если Ты создал Адама и Еву, дальше - человек произошел от обезьяны?" (Сергей, 3-й кл.).

"А Твои ангелы ходят в школу?" (Вася, 1-й кл.).

"Зачем человека растили годами, а потом бац - и он уже мертв?" (Вася, 2-й кл.).

"Как Ты на небе живешь? Все ли у Тебя есть? Может, что надо?" (Зина, 3-й кл.).

"Ну почему люди выпускают газы в атмосферу и портят небосклон?" (Роберт, 3-й кл.).

"Как это, до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было?" (Настя, 1-й кл.).

"Скажи по секрету, любит меня кто-нибудь?" (Анзор, 3-й кл.).

"На Земле столько бед, чтоб людям не жалко было умирать?" (Игорь, 4-й кл.).

"Какие бы ты поставил мне оценки за жизнь?" (Аркадий, 2-й кл.).

"Как мне жить, чтобы все на свете были счастливы?" (Лиза, 2-й кл.).

"Почему у нас дома такая собачья жизнь, что ни одна кошка не приживается?" (Андрей, 4-й кл.).

"Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено: еще одно наводнение или Земля сгорит огненным пламенем?" (Кирилл, 4-й кл.).

"Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий" (Андрей, 4-й кл.).

"Почему я так плохо учусь? Из-за учителей?" (Гена, 3-й кл.).

"А мы не игрушки Твои?" (Саша, 2-й кл.).

"За что мы стареем?" (Илья, 3-й кл.).

"А нельзя не рождаться?" (Света, 2-й кл.).

"Что нужно сделать с животными, чтобы они попали в рай вместе с нами?" (Эгон, 3-й кл.).

"Мама сказала, что я во сне плакал, Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?" (Игорь, 3-й кл.).

"Хочу, чтобы все люди были счастливы и все дети хорошо себя вели с родителями и не были бандитами" (Женя, 2-й кл.).

"Я долго думала, что попросить у Тебя, может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтобы мама приходила с работы всегда веселая и добрая" (Катя, 4-й кл.).

"Сделай так, чтобы на Земле сломалось все оружие" (Костя, 4-й кл.).

"Господи, я хочу умереть не больно" (Таня, 4-й кл.).

"Сделай, чтобы мама и папа помирились, помоги, я курить брошу" (Юра, 3-й кл.).

"Верни моих родителей в детство, я бы с мамой дружил, а отчима отметелил" (Гоша, 4-й кл.).

"Отпусти, пожалуйста, на Новый год ко мне бабушку" (Рая, 2-й кл.).

"Ты обещал защищать слабых, обиженных, что-то я это не чувствую" (Рома, 3-й кл.).

"Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых уютных родителей" (Даша, 4-й кл.).

"Я очень хочу, чтобы папа к нам вернулся. И чтобы он не кричал и не ругался. А если будет кричать, то онеми его. С немым даже еще лучше" (Рустам, 4-й кл.).

"Хочу, чтоб у нас исчезли все долги, тогда можно будет одалживать" (Олег, 1-й кл.).

"Спаси людей не от грехов, а от одиночества" (Сергей, 3-й кл.).

"Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе покажу. Вот они: Взрослые плачут слезами,/ Взрослые плачут глазами./ Маленькие плачут сердцем,/ Маленькие плачут жизнью,/ Но если взрослый плачет как маленький,/ Значит, он и правда плачет" (Марик, 4-й кл.).

"Был на кладбище, и меня потряс один памятник. Черный камень, на нем одно слово "Мама". И все" (Ваня, 4-й кл.).

"Я никогда не смогу забыть папины глаза, как он смотрел, когда мама, схватив меня за руку, уходила от него навсегда. Скажи - сколько весит слеза?" (Андрей, 4-й кл.).

"Рожают, рожают, умирают, умирают. Черт-те что!" (Коля, 1-й кл.).

"Ну вот смотри, мы учимся, учимся, а зачем же нам так страдать, если все равно умрем и знания пропадут?" (Федя, 4-й кл.).

"Ну, Господи, уж себе Ты бы мог провести телефон!" (Яша, 4-й кл.).

"От нас ушла мама, и нам теперь с папой так хочется женской ласки" (Веня, 2-й кл.).

"Как это страшно, если может не наступить завтра" (Лёва, 1-й кл.).

"Ты как полиция, Господи, призываешь всех к порядку, когда трудно, обращаются к Тебе, а можешь так же, как они, ни за что забрать" (Стасик и Нормунд, 4-й кл.).

"А вот свечи в церкви продают - это Твой бизнес?" (Толик, 2-й кл.).

"Ну, а когда мы спим, почему нам засчитывают жизнь? Неправильно же это. Во сне мы даже не кушаем" (Женя, 4-й кл.).

"Почему ты бываешь такой неопределенный: один день холодно, другой - жарко, а еще Ты бываешь такой ветреный" (Соня, 2-й кл.).

"Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни" (Ольга, 3-й кл.).

"Родители - это наша боль" (Владик, 1-й кл.).

"Я не хочу в мир взрослых, там все неправда" (Андрей, 4-й кл.).

"Господи, а Ты маму слушал в детстве?" (Нина, 2-й кл.).

"Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?" (Зоя, 3-й кл.).

Шершавым языком плаката

При советской власти неуклюже, но глубинно-то разумно пропаганда взялась за защиту детей. Многие из тех бед не изжиты по сию пору: пьяницы-папаши, курильщики-отравители.

А вот бич младенцев - коварные поносы - сдались под натиском органов санитарного просвещения и заботливых родителей.

1. "Папа, не пей!" (Д. Буланов, 1929)

2. "Весь мир будет наш!" (Я. Завьялов, 1935)

3. "Не бей ребенка!.." (А. Лаптев, 1929)

4. "Тракторы и ясли - двигатели новой деревни. Не забывайте о родильной помощи в колхозах и совхозах" (1930)

5. "Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре" (Б. Тедерс, 1967)

6. "Матери, не подкидывайте детей!" (А. Соборова, 1925)

7. "Наш ультиматум взрослым! Прежде чем говорить нам о вреде курения, сами бросьте курить... Пионер не курит и не пьет. Пионер уходит с собрания, где курят, после неисполнения его требований о прекращении курения" (1930)

8. "Наши дети не должны болеть поносами" (Г. Шубина, 1940)

Картинки столетней давности

9. "Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь"

10. "Большому кораблю - большое плавание"

Личный труд добрых людей

Старые дореволюционные открытки (фотограф К. Фишер) сопровождаются на обороте короткой деловой информацией:

"Городские попечительства о бедных существуют почти 20 лет, оказывая ежегодно помощь десяткам тысяч москвичей, постигнутых нуждой. Помощь оказывается не только денежная, но и врачебная, юридическая, обувью, одеждой, отпуском обедов, работ и т.п. Кроме того, попечительства организовали детские приюты, богадельни, учебные и раздаточные мастерские, дешевые квартиры, ясли, колонии, столовые. Но всего этого недостаточно для такого города, как Москва. Нужно помочь деньгами, натурой и личным трудом добрых людей".

Открытки выпущены не только с благотворительной, но и вполне практической целью - на фотографиях указаны точные адреса мест защиты и помощи детям.

11. "Детский приют Хамовнического попечительства 2-го участка" (угол 3-го и 4-го Ростовского переулков, собственный дом)

12. "Ясли Арбатского попечительства" (Малая Бронная улица, дом 15)

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности