Андрей, 4-й класс: "Скажите, сколько весит слеза"
1 июня - День защиты детей. От кого? Увы - только от взрослых. Как ни крути, но даже стихия, болезнь, катастрофа, в которую попадает ребенок, - упрек большим людям, которые не придумали, как им уберечь от этих напастей маленького человека. Дети приходят к нам из будущего. Потому что, становясь старше, приличные люди начинают решать для себя сложную задачу: как стать лучше, добрее, благороднее... А ведь именно такими, светлыми и чистыми, мы рождаемся и некоторое время остаемся. Нелепо и казенно звучит это - "День защиты детей". Даже вылечить - и то нельзя за один день, разве что успеть ненадолго порадовать малыша. Нам нужны годы и десятилетия защиты детей.
Дети пишут Богу
Сборник под этим названием не так давно скончавшегося писателя Михаила Дымова вышел в Риге в 1997 году. Он не добрался до российского читателя, так и оставшись в интернете (портал Credo.ru). История создания книги: автор с помощью любимых учителей детей опросил в 30 русских школах 3000 младшеклассников - от 6 до 10 лет. Он задавал им одинаковые вопросы: "Что бы ты хотел спросить у Бога?", "Попросить у него?", "Рассказать ему?".
Ну, конечно, Бог был для них субстанцией не мифической, не религиозной. Он как бы человек, просто его так зовут - Бог, и живет он где-то на небе, у него есть адрес. Вся его необычность состоит в том, что он, всемогущий, осуществляет высшую справедливость, ту, что выше и родительской, и учительской, и хитрющей соседки по парте Машки, и непобиваемого хулигана Петьки. А может, он всемогущ потому, что как никто понимает ребят, их сомнения, желания, горести, обиды, хотения. Такой вот добрый, свойский Бог-защитник.
"Здравствуй, Господи. Как у тебя дела? Как живешь? Как здоровье?" (Надя, 3-й кл.).
"Люди так страдают на Земле, неужели в твоем аду еще хуже?" (Радик, 4-й кл.).
"Ну, хорошо, Господи, меня родителям принес аист, а для него кто нас делает?" (Олег, 3-й кл.).
"Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?" (Наташа, 2-й кл.).
"Как это: на все воля Божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?" (Марат, 2-й кл.).
"А когда на Земле стреляют, ты что, не слышишь?" (Валера, 2-й кл.).
"Значит, если Ты создал Адама и Еву, дальше - человек произошел от обезьяны?" (Сергей, 3-й кл.).
"А Твои ангелы ходят в школу?" (Вася, 1-й кл.).
"Зачем человека растили годами, а потом бац - и он уже мертв?" (Вася, 2-й кл.).
"Как Ты на небе живешь? Все ли у Тебя есть? Может, что надо?" (Зина, 3-й кл.).
"Ну почему люди выпускают газы в атмосферу и портят небосклон?" (Роберт, 3-й кл.).
"Как это, до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было?" (Настя, 1-й кл.).
"Скажи по секрету, любит меня кто-нибудь?" (Анзор, 3-й кл.).
"На Земле столько бед, чтоб людям не жалко было умирать?" (Игорь, 4-й кл.).
"Какие бы ты поставил мне оценки за жизнь?" (Аркадий, 2-й кл.).
"Как мне жить, чтобы все на свете были счастливы?" (Лиза, 2-й кл.).
"Почему у нас дома такая собачья жизнь, что ни одна кошка не приживается?" (Андрей, 4-й кл.).
"Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено: еще одно наводнение или Земля сгорит огненным пламенем?" (Кирилл, 4-й кл.).
"Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий" (Андрей, 4-й кл.).
"Почему я так плохо учусь? Из-за учителей?" (Гена, 3-й кл.).
"А мы не игрушки Твои?" (Саша, 2-й кл.).
"За что мы стареем?" (Илья, 3-й кл.).
"А нельзя не рождаться?" (Света, 2-й кл.).
"Что нужно сделать с животными, чтобы они попали в рай вместе с нами?" (Эгон, 3-й кл.).
"Мама сказала, что я во сне плакал, Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?" (Игорь, 3-й кл.).
"Хочу, чтобы все люди были счастливы и все дети хорошо себя вели с родителями и не были бандитами" (Женя, 2-й кл.).
"Я долго думала, что попросить у Тебя, может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтобы мама приходила с работы всегда веселая и добрая" (Катя, 4-й кл.).
"Сделай так, чтобы на Земле сломалось все оружие" (Костя, 4-й кл.).
"Господи, я хочу умереть не больно" (Таня, 4-й кл.).
"Сделай, чтобы мама и папа помирились, помоги, я курить брошу" (Юра, 3-й кл.).
"Верни моих родителей в детство, я бы с мамой дружил, а отчима отметелил" (Гоша, 4-й кл.).
"Отпусти, пожалуйста, на Новый год ко мне бабушку" (Рая, 2-й кл.).
"Ты обещал защищать слабых, обиженных, что-то я это не чувствую" (Рома, 3-й кл.).
"Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых уютных родителей" (Даша, 4-й кл.).
"Я очень хочу, чтобы папа к нам вернулся. И чтобы он не кричал и не ругался. А если будет кричать, то онеми его. С немым даже еще лучше" (Рустам, 4-й кл.).
"Хочу, чтоб у нас исчезли все долги, тогда можно будет одалживать" (Олег, 1-й кл.).
"Спаси людей не от грехов, а от одиночества" (Сергей, 3-й кл.).
"Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе покажу. Вот они: Взрослые плачут слезами,/ Взрослые плачут глазами./ Маленькие плачут сердцем,/ Маленькие плачут жизнью,/ Но если взрослый плачет как маленький,/ Значит, он и правда плачет" (Марик, 4-й кл.).
"Был на кладбище, и меня потряс один памятник. Черный камень, на нем одно слово "Мама". И все" (Ваня, 4-й кл.).
"Я никогда не смогу забыть папины глаза, как он смотрел, когда мама, схватив меня за руку, уходила от него навсегда. Скажи - сколько весит слеза?" (Андрей, 4-й кл.).
"Рожают, рожают, умирают, умирают. Черт-те что!" (Коля, 1-й кл.).
"Ну вот смотри, мы учимся, учимся, а зачем же нам так страдать, если все равно умрем и знания пропадут?" (Федя, 4-й кл.).
"Ну, Господи, уж себе Ты бы мог провести телефон!" (Яша, 4-й кл.).
"От нас ушла мама, и нам теперь с папой так хочется женской ласки" (Веня, 2-й кл.).
"Как это страшно, если может не наступить завтра" (Лёва, 1-й кл.).
"Ты как полиция, Господи, призываешь всех к порядку, когда трудно, обращаются к Тебе, а можешь так же, как они, ни за что забрать" (Стасик и Нормунд, 4-й кл.).
"А вот свечи в церкви продают - это Твой бизнес?" (Толик, 2-й кл.).
"Ну, а когда мы спим, почему нам засчитывают жизнь? Неправильно же это. Во сне мы даже не кушаем" (Женя, 4-й кл.).
"Почему ты бываешь такой неопределенный: один день холодно, другой - жарко, а еще Ты бываешь такой ветреный" (Соня, 2-й кл.).
"Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни" (Ольга, 3-й кл.).
"Родители - это наша боль" (Владик, 1-й кл.).
"Я не хочу в мир взрослых, там все неправда" (Андрей, 4-й кл.).
"Господи, а Ты маму слушал в детстве?" (Нина, 2-й кл.).
"Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?" (Зоя, 3-й кл.).
Шершавым языком плаката
При советской власти неуклюже, но глубинно-то разумно пропаганда взялась за защиту детей. Многие из тех бед не изжиты по сию пору: пьяницы-папаши, курильщики-отравители.
А вот бич младенцев - коварные поносы - сдались под натиском органов санитарного просвещения и заботливых родителей.
1. "Папа, не пей!" (Д. Буланов, 1929)
2. "Весь мир будет наш!" (Я. Завьялов, 1935)
3. "Не бей ребенка!.." (А. Лаптев, 1929)
4. "Тракторы и ясли - двигатели новой деревни. Не забывайте о родильной помощи в колхозах и совхозах" (1930)
5. "Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре" (Б. Тедерс, 1967)
6. "Матери, не подкидывайте детей!" (А. Соборова, 1925)
7. "Наш ультиматум взрослым! Прежде чем говорить нам о вреде курения, сами бросьте курить... Пионер не курит и не пьет. Пионер уходит с собрания, где курят, после неисполнения его требований о прекращении курения" (1930)
8. "Наши дети не должны болеть поносами" (Г. Шубина, 1940)
Картинки столетней давности
9. "Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь"
10. "Большому кораблю - большое плавание"
Личный труд добрых людей
Старые дореволюционные открытки (фотограф К. Фишер) сопровождаются на обороте короткой деловой информацией:
"Городские попечительства о бедных существуют почти 20 лет, оказывая ежегодно помощь десяткам тысяч москвичей, постигнутых нуждой. Помощь оказывается не только денежная, но и врачебная, юридическая, обувью, одеждой, отпуском обедов, работ и т.п. Кроме того, попечительства организовали детские приюты, богадельни, учебные и раздаточные мастерские, дешевые квартиры, ясли, колонии, столовые. Но всего этого недостаточно для такого города, как Москва. Нужно помочь деньгами, натурой и личным трудом добрых людей".
Открытки выпущены не только с благотворительной, но и вполне практической целью - на фотографиях указаны точные адреса мест защиты и помощи детям.
11. "Детский приют Хамовнического попечительства 2-го участка" (угол 3-го и 4-го Ростовского переулков, собственный дом)
12. "Ясли Арбатского попечительства" (Малая Бронная улица, дом 15)