Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Забайкалье пять человек отравились готовыми блинами
Политика
Путин провел встречу с Назарбаевым в Ново-Огарево
Спорт
Дисквалификации литовки на ЧМ по фитнесу добился отец спортсмена из России
Армия
Российские военные поразили три склада с дронами ВСУ в зоне спецоперации
Мир
Главы МИД восьми арабских стран призвали к прекращению огня в Сирии
Армия
Экипаж Ка-52М уничтожил живую силу и опорный пункт ВСУ в курском приграничье
Общество
Раису Максимову похоронили на Троекуровском кладбище в Москве
Происшествия
Красноярец запустил фейерверк в балкон многоэтажки и поджег квартиру
Мир
Президент Южной Кореи пообещал не сдаваться после объявления ему импичмента
Экономика
Путин указал на рост экономики России на фоне беспрецедентных санкций
Мир
Кир Стармер призвал страны G7 усилить давление на Россию
Мир
Президентом Грузии избран Кавелашвили
Мир
Нарышкин заявил о наличии канала связи между РФ и США по обмену заключенными
Общество
Путин предложил расширить программу «Время героев»
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть дронов ВСУ над Белгородской и Курской областями
Экономика
Правительство утвердило дополнительные надбавки к зарплате на Крайнем Севере
Мир
Италия предоставила гражданство президенту Аргентины Милею
Политика
В ГД собираются внести законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Андрей, 4-й класс: "Скажите, сколько весит слеза"

1 июня - День защиты детей. От кого? Увы - только от взрослых. Как ни крути, но даже стихия, болезнь, катастрофа, в которую попадает ребенок, - упрек большим людям, которые не придумали, как им уберечь от этих напастей маленького человека. Дети приходят к нам из будущего. Потому что, становясь старше, приличные люди начинают решать для себя сложную задачу: как стать лучше, добрее, благороднее...
0
"Скажите, сколько весит слеза"?
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

1 июня - День защиты детей. От кого? Увы - только от взрослых. Как ни крути, но даже стихия, болезнь, катастрофа, в которую попадает ребенок, - упрек большим людям, которые не придумали, как им уберечь от этих напастей маленького человека. Дети приходят к нам из будущего. Потому что, становясь старше, приличные люди начинают решать для себя сложную задачу: как стать лучше, добрее, благороднее... А ведь именно такими, светлыми и чистыми, мы рождаемся и некоторое время остаемся. Нелепо и казенно звучит это - "День защиты детей". Даже вылечить - и то нельзя за один день, разве что успеть ненадолго порадовать малыша. Нам нужны годы и десятилетия защиты детей.

Дети пишут Богу

Сборник под этим названием не так давно скончавшегося писателя Михаила Дымова вышел в Риге в 1997 году. Он не добрался до российского читателя, так и оставшись в интернете (портал Credo.ru). История создания книги: автор с помощью любимых учителей детей опросил в 30 русских школах 3000 младшеклассников - от 6 до 10 лет. Он задавал им одинаковые вопросы: "Что бы ты хотел спросить у Бога?", "Попросить у него?", "Рассказать ему?".

Ну, конечно, Бог был для них субстанцией не мифической, не религиозной. Он как бы человек, просто его так зовут - Бог, и живет он где-то на небе, у него есть адрес. Вся его необычность состоит в том, что он, всемогущий, осуществляет высшую справедливость, ту, что выше и родительской, и учительской, и хитрющей соседки по парте Машки, и непобиваемого хулигана Петьки. А может, он всемогущ потому, что как никто понимает ребят, их сомнения, желания, горести, обиды, хотения. Такой вот добрый, свойский Бог-защитник.

"Здравствуй, Господи. Как у тебя дела? Как живешь? Как здоровье?" (Надя, 3-й кл.).

"Люди так страдают на Земле, неужели в твоем аду еще хуже?" (Радик, 4-й кл.).

"Ну, хорошо, Господи, меня родителям принес аист, а для него кто нас делает?" (Олег, 3-й кл.).

"Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?" (Наташа, 2-й кл.).

"Как это: на все воля Божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?" (Марат, 2-й кл.).

"А когда на Земле стреляют, ты что, не слышишь?" (Валера, 2-й кл.).

"Значит, если Ты создал Адама и Еву, дальше - человек произошел от обезьяны?" (Сергей, 3-й кл.).

"А Твои ангелы ходят в школу?" (Вася, 1-й кл.).

"Зачем человека растили годами, а потом бац - и он уже мертв?" (Вася, 2-й кл.).

"Как Ты на небе живешь? Все ли у Тебя есть? Может, что надо?" (Зина, 3-й кл.).

"Ну почему люди выпускают газы в атмосферу и портят небосклон?" (Роберт, 3-й кл.).

"Как это, до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было?" (Настя, 1-й кл.).

"Скажи по секрету, любит меня кто-нибудь?" (Анзор, 3-й кл.).

"На Земле столько бед, чтоб людям не жалко было умирать?" (Игорь, 4-й кл.).

"Какие бы ты поставил мне оценки за жизнь?" (Аркадий, 2-й кл.).

"Как мне жить, чтобы все на свете были счастливы?" (Лиза, 2-й кл.).

"Почему у нас дома такая собачья жизнь, что ни одна кошка не приживается?" (Андрей, 4-й кл.).

"Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено: еще одно наводнение или Земля сгорит огненным пламенем?" (Кирилл, 4-й кл.).

"Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий" (Андрей, 4-й кл.).

"Почему я так плохо учусь? Из-за учителей?" (Гена, 3-й кл.).

"А мы не игрушки Твои?" (Саша, 2-й кл.).

"За что мы стареем?" (Илья, 3-й кл.).

"А нельзя не рождаться?" (Света, 2-й кл.).

"Что нужно сделать с животными, чтобы они попали в рай вместе с нами?" (Эгон, 3-й кл.).

"Мама сказала, что я во сне плакал, Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?" (Игорь, 3-й кл.).

"Хочу, чтобы все люди были счастливы и все дети хорошо себя вели с родителями и не были бандитами" (Женя, 2-й кл.).

"Я долго думала, что попросить у Тебя, может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтобы мама приходила с работы всегда веселая и добрая" (Катя, 4-й кл.).

"Сделай так, чтобы на Земле сломалось все оружие" (Костя, 4-й кл.).

"Господи, я хочу умереть не больно" (Таня, 4-й кл.).

"Сделай, чтобы мама и папа помирились, помоги, я курить брошу" (Юра, 3-й кл.).

"Верни моих родителей в детство, я бы с мамой дружил, а отчима отметелил" (Гоша, 4-й кл.).

"Отпусти, пожалуйста, на Новый год ко мне бабушку" (Рая, 2-й кл.).

"Ты обещал защищать слабых, обиженных, что-то я это не чувствую" (Рома, 3-й кл.).

"Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых уютных родителей" (Даша, 4-й кл.).

"Я очень хочу, чтобы папа к нам вернулся. И чтобы он не кричал и не ругался. А если будет кричать, то онеми его. С немым даже еще лучше" (Рустам, 4-й кл.).

"Хочу, чтоб у нас исчезли все долги, тогда можно будет одалживать" (Олег, 1-й кл.).

"Спаси людей не от грехов, а от одиночества" (Сергей, 3-й кл.).

"Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе покажу. Вот они: Взрослые плачут слезами,/ Взрослые плачут глазами./ Маленькие плачут сердцем,/ Маленькие плачут жизнью,/ Но если взрослый плачет как маленький,/ Значит, он и правда плачет" (Марик, 4-й кл.).

"Был на кладбище, и меня потряс один памятник. Черный камень, на нем одно слово "Мама". И все" (Ваня, 4-й кл.).

"Я никогда не смогу забыть папины глаза, как он смотрел, когда мама, схватив меня за руку, уходила от него навсегда. Скажи - сколько весит слеза?" (Андрей, 4-й кл.).

"Рожают, рожают, умирают, умирают. Черт-те что!" (Коля, 1-й кл.).

"Ну вот смотри, мы учимся, учимся, а зачем же нам так страдать, если все равно умрем и знания пропадут?" (Федя, 4-й кл.).

"Ну, Господи, уж себе Ты бы мог провести телефон!" (Яша, 4-й кл.).

"От нас ушла мама, и нам теперь с папой так хочется женской ласки" (Веня, 2-й кл.).

"Как это страшно, если может не наступить завтра" (Лёва, 1-й кл.).

"Ты как полиция, Господи, призываешь всех к порядку, когда трудно, обращаются к Тебе, а можешь так же, как они, ни за что забрать" (Стасик и Нормунд, 4-й кл.).

"А вот свечи в церкви продают - это Твой бизнес?" (Толик, 2-й кл.).

"Ну, а когда мы спим, почему нам засчитывают жизнь? Неправильно же это. Во сне мы даже не кушаем" (Женя, 4-й кл.).

"Почему ты бываешь такой неопределенный: один день холодно, другой - жарко, а еще Ты бываешь такой ветреный" (Соня, 2-й кл.).

"Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни" (Ольга, 3-й кл.).

"Родители - это наша боль" (Владик, 1-й кл.).

"Я не хочу в мир взрослых, там все неправда" (Андрей, 4-й кл.).

"Господи, а Ты маму слушал в детстве?" (Нина, 2-й кл.).

"Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?" (Зоя, 3-й кл.).

Шершавым языком плаката

При советской власти неуклюже, но глубинно-то разумно пропаганда взялась за защиту детей. Многие из тех бед не изжиты по сию пору: пьяницы-папаши, курильщики-отравители.

А вот бич младенцев - коварные поносы - сдались под натиском органов санитарного просвещения и заботливых родителей.

1. "Папа, не пей!" (Д. Буланов, 1929)

2. "Весь мир будет наш!" (Я. Завьялов, 1935)

3. "Не бей ребенка!.." (А. Лаптев, 1929)

4. "Тракторы и ясли - двигатели новой деревни. Не забывайте о родильной помощи в колхозах и совхозах" (1930)

5. "Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре" (Б. Тедерс, 1967)

6. "Матери, не подкидывайте детей!" (А. Соборова, 1925)

7. "Наш ультиматум взрослым! Прежде чем говорить нам о вреде курения, сами бросьте курить... Пионер не курит и не пьет. Пионер уходит с собрания, где курят, после неисполнения его требований о прекращении курения" (1930)

8. "Наши дети не должны болеть поносами" (Г. Шубина, 1940)

Картинки столетней давности

9. "Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь"

10. "Большому кораблю - большое плавание"

Личный труд добрых людей

Старые дореволюционные открытки (фотограф К. Фишер) сопровождаются на обороте короткой деловой информацией:

"Городские попечительства о бедных существуют почти 20 лет, оказывая ежегодно помощь десяткам тысяч москвичей, постигнутых нуждой. Помощь оказывается не только денежная, но и врачебная, юридическая, обувью, одеждой, отпуском обедов, работ и т.п. Кроме того, попечительства организовали детские приюты, богадельни, учебные и раздаточные мастерские, дешевые квартиры, ясли, колонии, столовые. Но всего этого недостаточно для такого города, как Москва. Нужно помочь деньгами, натурой и личным трудом добрых людей".

Открытки выпущены не только с благотворительной, но и вполне практической целью - на фотографиях указаны точные адреса мест защиты и помощи детям.

11. "Детский приют Хамовнического попечительства 2-го участка" (угол 3-го и 4-го Ростовского переулков, собственный дом)

12. "Ясли Арбатского попечительства" (Малая Бронная улица, дом 15)

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир