Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Мир
Путин заявил, что РФ должна быть сильной перед попытками Запада расшатать ситуацию у границ
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК Центр «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Похороните ее за плинтусом

Авангардная художница, она же вдова легендарного "битла" Йоко Оно впервые представляет свое творчество в России. "Одиссея таракана" - это масштабная инсталляция, где автор выражает свое отношение ко всему ХХ столетию. Для парадоксальности решения на помощь призван таракан, чьими глазами и увидена наша цивилизация.
0
Йоко Оно была активной участницей радикального художественного движения "Флюксус" (фото Дмитрий Коробейников)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Авангардная художница, она же вдова легендарного "битла" Йоко Оно впервые представляет свое творчество в России. "Одиссея таракана" - это масштабная инсталляция, где автор выражает свое отношение ко всему ХХ столетию. Для парадоксальности решения на помощь призван таракан, чьими глазами и увидена наша цивилизация.

Этим проектом завершается 2-я Московская биеннале современного искусства, чьи основные события пришлись на самое начало весны. Эпилог готовился долго, был даже передвинут на месяц, но в конце концов реализовался. В принципе "Одиссея таракана" - гастрольный продукт, который демонстрировался еще в 2003 году в Нью-Йорке, после чего переехал в Лондон. Пространство на четвертом этаже ЦУМа, где и развернута сейчас инсталляция, оказалось гораздо обширнее и извилистее, чем предыдущие площадки. Так что выглядит "Одиссея таракана" теперь несколько иначе - разумеется, при сохранении прежнего месседжа.

Собственно, этот месседж не сильно отличается от идей начала 60-х, когда Йоко Оно была активной участницей радикального художественного движения "Флюксус". Формы ее тогдашние работы принимали различные (случались и перформансы, и хэппенинги, и акустические эксперименты в духе минималиста Джона Кейджа), но красной нитью проходила одна и та же тема - Make love, no war. Этот идеал и сейчас сформулирован предельно четко. На белой стене большими буквами выведено по-английски: "Война окончена! Если вы этого захотите". А напротив надпись: "Вообразите мир".

Не известно, испытает ли подобие ужаса настоящий таракан, столкнувшись с окровавленной бейсбольной битой, но реакция человека, уменьшенного до размеров насекомого (что сымитировано увеличением масштаба объекта, разумеется), вполне предсказуема. Таких гигантских муляжей в экспозиции несколько, хотя Йоко Оно не упирается в одну и ту же навязчивую пропорцию и чередует гипертрофированные габариты с обыкновенными. В конце концов не о тараканах же здесь идет речь на самом деле. Насекомым едва ли будут интересны цитаты из речи Геринга на Нюрнбергском процессе или фрагменты географических карт на штабных столах. И груда гипсовых рук, ног, голов и торсов, сваленных около помойного бака, никакого любопытства у таракана вызывать не должна, ибо не съедобна и не опасна. Дырка в стене, сквозь которую видны очертания тела под покрывалом, или темный коридор, в конце которого мерцает фотоснимок радуги, - подобные эффекты адресованы хомо сапиенсу, причем довольно продвинутому.

В этом, пожалуй, и будет состоять наибольшая сложность для нашего зрителя. Дело в том, что по известным причинам мы перепрыгнули через данную ступень эволюции. Западная публика давно приучена вежливо и дисциплинированно следовать за авторскими концепциями. Осматривать инсталляцию станут непременно в том порядке, как задумал автор, и по дороге обязательно прочтут все экспликации. Наши начнут с конца, тут же вычленят самое, по их мнению, главное и составят суждение не на основании релиза, а сообразуясь с первым впечатлением. Надо признать, что при таком подходе "Одиссея таракана" довольно уязвима. Очевидным становится, что Йоко Оно агитирует за все хорошее и против всего плохого, однако гипнотического воздействия ждать не приходится. Взгляд, конечно, варварский, но свежий. Что греха таить, современное искусство обросло слишком многими условностями. Вникать в них или игнорировать - вопрос не такой уж однозначный.

Сама художница эту эстетику считает наиболее адекватной современному состоянию мира. Плакат плюс аллегория - вот действенный способ обратить внимание на проблемы цивилизации. На пресс-конференции, где Йоко Оно появилась в темных очках и в мужской шляпе, она выглядела весьма бодрой и настроенной, кажется, оптимистично. Этому впечатлению не помешала даже ее сентенция о том, что тараканы скорее всего переживут человечество. Что ж, в любом случае еще остаются шансы поконкурировать.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир