Похороните ее за плинтусом
Авангардная художница, она же вдова легендарного "битла" Йоко Оно впервые представляет свое творчество в России. "Одиссея таракана" - это масштабная инсталляция, где автор выражает свое отношение ко всему ХХ столетию. Для парадоксальности решения на помощь призван таракан, чьими глазами и увидена наша цивилизация.
Этим проектом завершается 2-я Московская биеннале современного искусства, чьи основные события пришлись на самое начало весны. Эпилог готовился долго, был даже передвинут на месяц, но в конце концов реализовался. В принципе "Одиссея таракана" - гастрольный продукт, который демонстрировался еще в 2003 году в Нью-Йорке, после чего переехал в Лондон. Пространство на четвертом этаже ЦУМа, где и развернута сейчас инсталляция, оказалось гораздо обширнее и извилистее, чем предыдущие площадки. Так что выглядит "Одиссея таракана" теперь несколько иначе - разумеется, при сохранении прежнего месседжа.
Собственно, этот месседж не сильно отличается от идей начала 60-х, когда Йоко Оно была активной участницей радикального художественного движения "Флюксус". Формы ее тогдашние работы принимали различные (случались и перформансы, и хэппенинги, и акустические эксперименты в духе минималиста Джона Кейджа), но красной нитью проходила одна и та же тема - Make love, no war. Этот идеал и сейчас сформулирован предельно четко. На белой стене большими буквами выведено по-английски: "Война окончена! Если вы этого захотите". А напротив надпись: "Вообразите мир".
Не известно, испытает ли подобие ужаса настоящий таракан, столкнувшись с окровавленной бейсбольной битой, но реакция человека, уменьшенного до размеров насекомого (что сымитировано увеличением масштаба объекта, разумеется), вполне предсказуема. Таких гигантских муляжей в экспозиции несколько, хотя Йоко Оно не упирается в одну и ту же навязчивую пропорцию и чередует гипертрофированные габариты с обыкновенными. В конце концов не о тараканах же здесь идет речь на самом деле. Насекомым едва ли будут интересны цитаты из речи Геринга на Нюрнбергском процессе или фрагменты географических карт на штабных столах. И груда гипсовых рук, ног, голов и торсов, сваленных около помойного бака, никакого любопытства у таракана вызывать не должна, ибо не съедобна и не опасна. Дырка в стене, сквозь которую видны очертания тела под покрывалом, или темный коридор, в конце которого мерцает фотоснимок радуги, - подобные эффекты адресованы хомо сапиенсу, причем довольно продвинутому.
В этом, пожалуй, и будет состоять наибольшая сложность для нашего зрителя. Дело в том, что по известным причинам мы перепрыгнули через данную ступень эволюции. Западная публика давно приучена вежливо и дисциплинированно следовать за авторскими концепциями. Осматривать инсталляцию станут непременно в том порядке, как задумал автор, и по дороге обязательно прочтут все экспликации. Наши начнут с конца, тут же вычленят самое, по их мнению, главное и составят суждение не на основании релиза, а сообразуясь с первым впечатлением. Надо признать, что при таком подходе "Одиссея таракана" довольно уязвима. Очевидным становится, что Йоко Оно агитирует за все хорошее и против всего плохого, однако гипнотического воздействия ждать не приходится. Взгляд, конечно, варварский, но свежий. Что греха таить, современное искусство обросло слишком многими условностями. Вникать в них или игнорировать - вопрос не такой уж однозначный.
Сама художница эту эстетику считает наиболее адекватной современному состоянию мира. Плакат плюс аллегория - вот действенный способ обратить внимание на проблемы цивилизации. На пресс-конференции, где Йоко Оно появилась в темных очках и в мужской шляпе, она выглядела весьма бодрой и настроенной, кажется, оптимистично. Этому впечатлению не помешала даже ее сентенция о том, что тараканы скорее всего переживут человечество. Что ж, в любом случае еще остаются шансы поконкурировать.