Зятя Назарбаева объявили в розыск
Бывший посол Казахстана в Вене, предприниматель, бывший сотрудник спецслужб, а по совместительству зять президента Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев объявлен в международный розыск.
Уголовное дело в отношении мужа старшей дочери казахстанского президента Дариги было заведено на прошлой неделе. Его обвиняют в причастности к похищению трех бизнесменов - бывшего председателя правления Нурбанка Абильмажена Гилимова, его заместителя Жолдаса Тимралиева и сотрудника того же банка Айбара Хасенова.
Первый сейчас находится под судом по обвинению в финансовых махинациях. Местонахождение двух других до сих пор не известно. Сам Рахат Алиев — совладелец Нурбанка. Как дали понять в МВД, распоряжение о возбуждении уголовного дела дал лично Назарбаев. Напомним: о пропаже Тимралиева его родственники заявили в конце января 2007 года. Правоохранительные органы Казахстана, которые подозревают банкира в финансовых злоупотреблениях, в первое время считали, что бывший топ-менеджер Нурбанка скрывается от следствия. Однако супруга Тимралиева выдвинула свою версию: ее муж стал жертвой конфликта с Рахатом Алиевым. И напрямую обвинила президентского зятя в похищении. В ответ Алиев подал на женщину в суд — за клевету.
Две недели назад появились первые признаки того, что над Алиевым сгустились грозовые тучи. Начались аресты близких к нему людей. Сначала полиция задержала двух сотрудников телеканала КТК, связанного с Алиевым (кстати, оба задержанных работали с Рахатом в силовых структурах), и охранника Дариги Назарбаевой. Обыск провели в доме отца Рахата, главы наблюдательного совета КТК академика Мухтара Алиева. Полицейские заявили, что искали все того же Тимралиева. Обыскали и дом Алиева в Алма-Ате. И тоже никого не нашли. Дальше больше — по требованию прокуратуры были закрыты КТК и еще одно подконтрольное Алиеву СМИ — газета "Караван". Якобы за нарушение закона "О языке".
Теперь помимо похищения Алиеву инкриминируют "создание организованной преступной группы, которая путем вымогательства и подделки документов незаконно завладела административными зданиями, земельными участками и бизнесом, в том числе проводила рейдерские захваты чужого имущества".
После предъявления обвинений находившийся в Вене Алиев собирался созвать пресс-конференцию. Однако в последний момент — без объяснения причин — ее отменили. А уже в субботу Рахата уволили с должности посла. Скорее всего Алиев до сих пор находится в Австрии. В Вену из Астаны выехала "оперативная группа" во главе с замгенпрокурора республики. Кахастанские власти подготовились и к возможному "побегу" Алиева. "Ориентировки на Алиева разосланы по всему миру. Он не сможет переехать из одной страны в другую", — объявили в понедельник в МВД.
До недавнего времени Рахата и его супругу Даригу называли среди возможных преемников Назарбаева на посту главы государства. Об этом говорил и сам Алиев. "Несколько месяцев назад я сказал Назарбаеву, что буду баллотироваться в президенты на выборах 2012 года", — сообщил Рахат после своей отставки. Такое явно не входило в планы главы государства. Ведь только что по его предложению парламент поддержал конституционную реформу, согласно которой первый президент может руководить государством пожизненно. А если он и уйдет, то преемнику достанутся "урезанные" полномочия: после 2012 года Казахстан из президентско-парламентской превратится в парламентско-президентскую республику.
"Убежден, что будущее за нами. А не за вами, пожизненный господин президент!" — так патетически заканчивает Алиев одну из своих статей. В другой статье он перечисляет тех, кому "перешел дорогу", — это глава МВД Бауржан Мухамеджанов и мэр Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов. Последнего, кстати, считают человеком, близким ко второму президентскому зятю — мужу Динары Назарбаевой Тимуру Кулибаеву, главе холдинга "Самрук" и совладельцу Халык-Банка.
Помимо кланов двух зятьев эксперты называют еще двух людей, которые были бы не прочь сменить Назарбаева. Это племянник президента, лидер республиканского движения "Ак Орда" Кайрат Сатыпалды и уже упоминавшийся мэр Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов. Если руководствоваться этой логикой, то весь этот конфликт — не более чем разборки "наследных принцев", мечтающих о президентском наследстве.