Сын Валентины Матвиенко "свернул" эстонскую Рублевку
Вице-президент банка "ВТБ-капитал", сын губернатора Санкт-Петербурга Сергей Матвиенко решил внести свою лепту в борьбу с "гробокопателями" из Эстонии. Он заявил, что сворачивает весь бизнес в этой стране. По идеологическим соображениям. По его словам, он "оскорблен действиями эстонских властей", решивших перенести могилы советских солдат и демонтировавших памятник в центре Таллина.
Матвиенко-младший рассказал, что в Эстонии во время Великой Отечественной войны воевал его дед. Именно поэтому его особенно возмутило неуважение эстонского правительства к памяти погибших советских солдат и офицеров. И вот результат: Сергей Матвиенко больше не будет инвестировать в эстонскую экономику. А бизнес его в Эстонии был весьма перспективным. В 2005 году сын губернатора вместе с друзьями-предпринимателями Евгением Большаковым (представитель "ЛУКОЙЛа" в Эстонии) и Александром Савельевым (председатель правления банка "Санкт-Петербург") создал АО SMB Invest. Любопытное совпадение: дата официальной регистрации этого предприятия — 9 мая. Спустя год стало известно, какими именно проектами собираются заниматься через эту структуру бизнесмены — они купили небольшой остров и намеревались построить там поселок элитных коттеджей. Эдакую эстонскую Рублевку.
Место выбрали поистине райское — остров располагается на реке Пирита недалеко от Таллина. При этом "борьбу" за него Матвиенко с товарищами вели с американским посольством в Эстонии, также собиравшимся купить этот участок в 10 га и построить на нем базу отдыха. Но тут вмешались местные жители, начавшие протестовать против "американского вторжения".
Впрочем, это место островом называют с некоторой натяжкой — на самом деле в местечке Лагеди рукава реки Пирита то расходятся, то сходятся, образуя несколько клочков суши, которые эстонские власти распродают всем желающим.
Помимо постройки восьми коттеджей (три из них, видимо, для себя), предприниматели собирались наладить и вертолетное сообщение — соорудить на острове взлетную площадку и организовать ежедневные рейсы из "Пулково" небольших вертолетов на 15 мест каждый. Дабы не заставлять богатых предпринимателей ездить по не самому комфортному шоссе Ивангород—Санкт-Петербург и выстаивать очереди на погранпунктах. Вертолеты собирались закупить то ли в США, то ли во Франции.
Общая стоимость проектов оценивалась в 10 миллионов долларов. Бизнесмены даже провели подготовительные работы: они начали "чистить" остров — в советское время он использовался Таллинской птицефабрикой. И вели переговоры с местными властями, пытаясь согласовать зону строительства, ведь по местному законодательству застройка ближе чем в 50 метрах от берега запрещена, а коттеджи хотели поставить как можно ближе к воде.
Но всем этим наполеоновским планам не суждено было сбыться. Сын губернатора не только решил свернуть весь бизнес в Эстонии, но и отказался от вида на жительство, предоставленное ему эстонскими властями примерно полгода назад. Матвиенко предсказал, что он далеко не последний — по мнению банкира, о сворачивании бизнеса в соседней стране задумываются еще несколько крупных питерских предпринимателей.
Правда, партнеры Матвиенко, видимо, все же решили довести дело до логического завершения. Александр Савельев заявил "Известиям", что Сергей Матвиенко действительно вышел из проекта, а вот он сам и Евгений Большаков делать этого не собираются. "Сергей просто написал заявление, что выходит, и долю свою переуступил мне. Теперь владельцев двое — я и Большаков, — рассказал Савельев. — Но и мы пока не финансируем этот проект, держим его в замороженном состоянии. Там ситуация не очень понятная... Местные власти отказываются утверждать проектно-сметную документацию".
В Питере отменили эстонский джазовый фестиваль
Бойкот Эстонии развивается по нескольким направлениям: отказ от эстонских товаров, закрытие уже работающих компаний и, наконец, приостановка инвестпроектов с российским участием.
Что касается эстонских товаров, то на Россию приходится примерно 10% всего экспорта из этой страны. Уже сейчас эта цифра стремительно падает. Например, старейшая эстонская шоколадная фабрика "Калев" прекратила поставки своей продукции в Россию, потому что партнеры отказались покупать ее конфеты. Этот случай разбирался на дипломатическом уровне, но не помогло: розничные сети "Седьмой континент", "Копейка" и "Самохвал" вообще отказались от продажи эстонских товаров.
Отдельная история — прекращение строительства новых объектов. Новгородский химический холдинг "Акрон" приостановил финансирование строительства в порту Силламяэ терминала по перевалке аммиака и жидких удобрений. Объем вложений — примерно $40 млн. Компания "Северстальтранс" остановила строительство в Эстонии завода по производству внедорожников. Цена вопроса — $80 млн.
Закрываются и уже работающие предприятия. Компания с российскими корнями Transgroup Invest AS, занимающаяся перевалкой угля в эстонском порту Мууга, объявила о переводе бизнеса в другую страну. Возможно, будет свернут и нефтеперевалочный бизнес компании Spacecom AS, также связанной с инвесторами из России. От бойкота пострадает и эстонский портовый бизнес. Крупнейшие российские пароходства уже перекраивают маршруты своих судов так, чтобы обходить Таллин стороной.
Наконец, будет отменен эстонский фестиваль джазовой музыки, который должен был пройти в Петербурге.