С воскресенья - русальная неделя

С коллекционером Владимиром Лебедевым, у которого мы попросили для публикации открытки, выпущенные к празднику Святой Троицы, встретилась наш корреспондент Элла Максимова.
- Владимир Борисович, почему именно открытки стали увлечением на всю жизнь?
- Дед подтолкнул, он собирал еще и книги, и пластинки. Воздух детства. Ну, конечно, с моим собранием дедово не сравнить. Хотя поначалу, мальчишкой, хватал что ни попадя, а с толком и смыслом - уже потом, начитавшись, насмотревшись хорошего искусства.
- Чем же открытка оказалась привлекательнее, чем марки?
- В те годы, на рубеже веков, она была для простого человека, если хотите, главным общедоступным средством информации, узнавания русского народного быта, традиций, она пропагандировала стихи и песню, театр и живопись, не чуралась ни юмора, ни рекламы. Наконец, сама, если была художественным произведением, доставляла эстетическое удовольствие. В ней жила душа, идея. Разве могла тягаться с ней тогдашняя фотография, марка!
- И как же ориентируется собиратель в этом океане? Откуда ему знать, где искать, что искать?
- В этом смысле открытка тоже много интереснее марок - они уже все разложены по каталогам. Другое дело - поиски неизвестного! Открыточных каталогов пока очень мало, и ими я тоже занимаюсь. Эта работа - под стать старательской. Ведь собирается каталог не только из собственных, пусть богатых, альбомов, но из тех, которые случайно где-то видел, что-то слышал. Я сделал всего пять каталогов, по работам художников, причем не только знаменитых, но и мало известных, забытых, в свое время эмигрировавших из России.
- Интерес в обществе к этому виду коллекционирования есть?
- Еще какой! Растет год от году, чему я нахожу причины. Прежде всего - проснувшийся интерес к родительским, национальным корням. Приходит время собирать камни. Во многих городах выходят сейчас альбомы старых городских пейзажей. "Самарский дневник" - история города в открытках, "Одесса в старых открытках", Ярославль, Владимир, Пермь, Ржев. Всё там будоражит ум и фантазию: старые названия улиц, имена владельцев домов, городского головы. Магазины, церкви, мастерские, городские события. Всё это люди рассматривают чуть ли не под лупой, мысленно восстанавливая ход жизни прадедов.
- Спрос отражается на рыночной ситуации?
- Все просто: растут цены. Есть целые пласты открыток, которые время размыло, разметало по странам и собирателям. Подарил я тут знакомому свой каталог - работы очень популярной художницы Елизаветы Бём. Назавтра звонит и умоляет: на тебе пятнадцать тысяч долларов, купи мне все эти открытки. Говорю: "Да я и на сто пятьдесят тысяч "всего" тебе не добуду, нет их уже на прилавках и больше не будет, разве что кому-то по крайнему безденежью придется отнести две-три букинисту". Ошарашил я богатого приятеля: оказывается, ни за какие деньги не купишь того, чего страстно захотелось. Вообще денежные люди постепенно прозревают: появляется желание тратиться не на то, что блестит, а на то, что греет сердце, дает пищу уму, для этого горы дензнаков непригодны. Знаете, какие темы вдруг вырвались вперед: охота, лошади и собаки, поля и леса, добрый домашний вечер в кругу семьи.
- Используют вашу коллекцию дизайнеры, киношники?
- Время от времени. Музею фабрики "Красный Октябрь" кое-что передал. Издательству "Эксмо" - для сборника "Неприличные частушки". Издатели чаще других интересуются, телевидение - для восстановления интерьеров, одежды.
- Ваши новые приобретения?
- Я завишу от случая. Живу тем, от чего другие отказываются. По нескольку дорогих сердцу открыток хранится, я уверен, в каждой семье, но часто внуки и правнуки расстаются с ними безжалостно. Так что не знаешь, что завтра приплывет в руки. На днях - такой сюрприз: рекламные открытки фирмы "Нестле", 1898 год!
- Собираетесь делать новые каталоги?
- Мечтаю! По сельскому житью-бытью нет ни одного. А у меня этих картинок тысячи и тысячи. Или, к примеру, по нескольку экспонатов из явно редких серий - язык цветов, язык вееров. То, что у меня их мало, не значит, что их нет в больших количествах у других. Надо пытаться все это найти, собрать, осмыслить. Было бы время!
- А будет?
- Уйду на пенсию и тогда - в открытки с головой. Я и сейчас прихожу с работы и сразу к ним - отдыхать. Для настроения - полистать, прикоснуться к той неспешной, непритязательной жизни. Для порядка - подклеивать, реставрировать, пылинки сдувать. И то, и другое - наслаждение.
Березовые радости и банные веники
Церковное название Святой Троицы - Пятидесятница, потому что отмечается через 50 дней после Пасхи. С ветхозаветных времен и потом христианских принято украшать храмы и жилища цветами и зелеными ветками. Когда-то - масличными (мир), лавровыми (победа), дубовыми (слава). У нас в России - березовыми. Их приносят и в колыбели, и на могилы. Ни один из русских праздников не связан так тесно с языческим прошлым народа, со стародавними обычаями. Называют его и Зелеными Святками. А еще - русальною неделей. Юные чаровницы с густыми до пят волосами, живущие в омутах и лесной чащобе, выходят из воды, чтобы ауканьем, смехом, щекоткой заманивать прохожих в пучину. Обязательные атрибуты Троицы - хороводы, гадания, качели. Кстати, из березовых веток Троицыной недели получаются самые крепкие банные веники - в эти дни лист прочнее всего укрепляется на ветке.