Еще раз про любовь
Когда-то великая Ахматова сказала: "Нет ничего скучнее, чем разговоры о чужих болезнях и чужом блуде". О, как она ошибалась. А может быть, страшно далекая от народа, судила по себе и просто не представляла его, народа, реальных интересов и запросов. Телевидение, народнейшее из искусств, доказывает это ежедневно.
На программу к целителю Малахову ломятся сотни увечных, калечных, убогих, золотушных, готовых публично и азартно не только рассказывать о том, как работает их желудок, мочевой пузырь и прочие болезненные органы, но и демонстрировать миру гнойные язвы и мокнущие раны. При этом миллионы относительно здоровых зрителей приникают к экрану, то ли наслаждаясь, то ли ужасаясь - бог весть, но в любом случае - не скучая. Иначе программа косноязычного целителя давно бы накрылась медным тазом: на телеканалах сегодня приветствуют и косноязычие ведущих, и болячки участников - лишь бы зритель смотрел, лишь бы не падал главный двигатель телепрогресса: великий и ужасный рейтинг.
Душевные расстройства лечит доктор Курпатов - и снова от желающих поведать доктору и миру о своих интимных проблемах, как и от любителей послушать про чужие душевные страдания, отбоя нет.
Чужие любовные истории манят зрителей не меньше, чем чужие болезни. Особым спросом пользуются романы знаменитостей, а знаменитости за редким исключением всегда рады побаловать публику чем-нибудь эдаким, поддерживая интерес к себе не мытьем, так катаньем, то есть если не новыми творческими прорывами, так подробным описанием своей личной жизни. Замечено: чем меньше у знаменитости творческих достижений, тем чаще она мелькает в светских хрониках, бульварных изданиях и бульварных же программах, охотно позируя с детьми от разных браков и с молодыми подругами жизни.
Актер Валерий Золотухин стал на этой неделе героем документального фильма "Валерий Золотухин. Очень личное", показанного на "Первом канале". Человек известный и заслуженный, он, однако, давно не может похвастаться ролями, равнозначными всенародно любимому Бумбарашу. Не считать же таковыми роли деревенского деда по кличке "Хали-гали" в сериале "Участок" или старого вампира в "Ночном" и "Дневном дозоре"? Хотя "Первый канал", причастный к производству вышеупомянутых шедевров, и называет их переломными в творческой судьбе артиста.
Но речь в документальном фильме идет не только и не столько о творчестве Золотухина, сколько о его замысловатых личных обстоятельствах: живет на два дома - с любимой женщиной и женой Тамарой. Сам Золотухин называет это "мусульманским вектором при православном направлении". "Православное направление" иллюстрируется кадрами молящегося и крестящегося Золотухина, исправно посещающего церковь, "мусульманский вектор" - участием в фильме обеих любимых женщин героя, троих его сыновей, рожденных от разных мам, и полным согласием в рядах этого экзотического семейства.
"Высокие отношения!" - как говорила одна из героинь фильма "Покровские ворота". Ну и славно. И всем бы так (в смысле - не на два дома жить, а оставаться друзьями, даже когда ситуация складывается, скажем так, нетипичная). Однако ж для чего все это делать достоянием широких народных масс, я лично ума не приложу.
Мегазвезда советского кино Любовь Петровна Орлова когда-то отваживала любопытствующих интервьюеров резким заявлением: "Мое творчество известно всем. Моя жизнь не касается никого". Времена изменились кардинально. Теперь личная жизнь большинства знаменитостей известна как раз всем. Ну а творчество - так, приложение к личной жизни. Не будь его - и личная жизнь пожилого человека, заведшего новую любовь и нового ребенка, никого бы, кроме соседей, не интересовала. Кому нужен какой-нибудь дворник дядя Вася, бегающий от жены к полюбовнице?
Впрочем, и дворник дядя Вася теперь имеет шанс на свою минуту славы, особенно если любовница дяди Васи - женщина, переделанная из мужчины, или какая-нибудь иная необычная особь. Новая программа канала НТВ "Сука-любовь" посвящена любви. "Любовь - высокая болезнь", - сказал когда-то поэт и тоже, как и его коллега по цеху Анна Ахматова, очень ошибался. Любовь - просто болезнь. Тем и интересна и телевизионщикам, испытывающим страсть к разного рода извращениям, и зрителям, всегда охочим до всякой жути.
Герои новой программы - люди, мягко говоря, неадекватные. Несчастная калека без рук без ног давно и безнадежно влюблена в Олега Газманова. Своими культями она накарябала десятки портретов своего кумира. Телевидение предоставило ей невероятную возможность увидеть Газманова живьем. Увидев же его, фанатка вдруг начала с ним отчаянно кокетничать, призналась в давней и отнюдь не возвышенной любви и даже предложила уединиться в соседней комнате - понятно для чего. Смущенный и растерянный, певец предложил взамен другой совместный акт - пение дуэтом.
Еще один герой, мужчина по имени Яков, влюбился в мужчину. А тот не ответил взаимностью - вот, говорит, кабы ты была царица. Ну, то есть, был бы ты женщиной, глядишь, я бы еще подумал, а с мужчиной не могу. Тогда Яков сменил пол и стал Софьей. Его (ее?) избранник, потрясенный такой метаморфозой, даже пожил с ним (с ней?) некоторое время, но все же бросил. Софья было закручинилась, но вскоре вышла замуж за вдовца и вместе с ним воспитывала его сына. Впрочем, в новой семье жизнь не заладилась, и Софья ушла, задумав опять стать Яковом. Причина простая - в женском обличье Яков не испытывает высшего сексуального удовлетворения, а хочется. Перед новой операцией по смене пола Софья посещает гинеколога, и камера с удовольствием показывает нам плешивого очкастого сморчка, сидящего в гинекологическом кресле.
В общем, сюжеты - один другого краше. Но потрясают не столько они (в конце концов мы к подобному уже приучены и программой "Максимум", и "Чистосердечными признаниями", и множеством других телехитов, заточенных под человеческие аномалии и патологии), а ведущий. Таких ведущих мы еще не видали! В свое время верхом эпатажа считалась ведущая программы "Про это", которая никогда не краснеет. И не потому, что бесстыжая, а потому что на темной коже румянец не виден.
Сегодня многих раздражает эпатажность Лолиты в ток-шоу "Без комплексов": она-де и ведет себя не так, и в остром словце себе не отказывает, и одевается черт знает во что: то в платье с вырезом по самое некуда, то в мини-юбку по самое "не могу".
Нет, ребята, это все выпускницы института благородных девиц по сравнению с главным персонажем новой программы "Сука-любовь". Написала словосочетание "главный персонаж", ибо затрудняюсь в выборе рода: ведущий? ведущая? Лучше опишу его (ее?) внешний вид. Это, судя по всему, крупный мужчина, переодетый в женщину. В отличие от Верки Сердючки, наряженной нарочито аляповато и безвкусно (дурацкий берет на голове, огромная накладная грудь, блестящее платье с вещевого рынка, приспущенные колготки), наша "женщина" вполне стильная и ухоженная. На голове - хорошо уложенный блондинистый парик, на ногах - туфли-лодочки. На мощном теле - красное платье, обтягивающее высокую женскую грудь. На лице - тщательный яркий макияж. Говорит он (она? оно?) низким мужским голосом, но двигается и жестикулирует как женщина. Сведущие люди подсказали, что это известный в определенных кругах трансвестит по кличке "Заза Наполи". В титрах же программы, которых я с нетерпением дожидалась, значится: "ведущий" (или "ведущая"? - черт их разберет!) - "Сука-любовь".
Выходит, этому персонажу отказано даже в имени. Он - один из тех, про кого рассказывает программа: про странных двуногих, подчинивших жизнь основному инстинкту. И пусть бы себе жили спокойно, тусовались в клубах по интересам, так нет: им тоже хочется славы. И они ее получат. Чужие болезни и блуд, слитые воедино, просто обречены на рейтинг.