1500 евро - и город ваш
В Петербург пришли белые ночи, и вместе с ними наступил пик туристического сезона. Насколько город готов к приему многочисленных гостей, обсудили на депутатских слушаниях парламентарии, чиновники и туроператоры северной столицы.
Белые ночи — уже не очень…
Парадоксально, но такой уникальный "туристический продукт", как Санкт-Петербург, плохо продвигается на зарубежном рынке путешествий. "Бывая за границей, я всегда видел заинтересованную реакцию на одно только название нашего города. И обидно не использовать этот интерес в практической деятельности", — отметил знаменитый фигурист Антон Сихарулидзе, который возглавил в городском ЗакСе комиссию по вопросам молодежи, спорта и туризма. Его поддержал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Корнеев: "Надо, чтобы иностранец сам хотел купить тур именно в Петербург, а не в агентстве бы его уговаривали — плати полторы тысячи евро, езжай, там интересно".
Имидж северной столицы как "города белых ночей" уже себя не оправдывает. "Нельзя все время рекламировать просто красивый город, — полагает член Международной академии туризма Александр Грузинов. — Надо развивать так называемый событийный туризм. Одних только международных фестивалей в городе проходит 120 в год. Плюс выставки, конференции. Все это надо умело подавать". Выяснилось, например, что на ежегодный праздник пива "Октоберфест" немцы умудряются привлечь 7 млн. туристов, в то время как питерский Пивной фестиваль собирает от силы 25 тысяч гостей из-за рубежа. "Даже "пляжные" страны, вроде Турции, начинают занимать нишу культурно-познавательного туризма. А мы, культурная столица России, проигрываем этот бег по эскалатору", — признает Сергей Корнеев.
Вряд ли можно рассчитывать на улучшение ситуации, если не вкладывать серьезных средств в продвижение петербургского бренда на туристическом рынке, считают участники слушаний. В большинстве европейских стран государство и бизнес на паритетных началах финансируют туристическую рекламу. Так, во Франции из бюджета на эти цели тратится около 60 млн. евро в год. А в Петербурге — не более 150 млн. руб. По мнению начальника управления по туризму городской администрации Марианны Орджоникидзе, эту сумму следует увеличить раз в десять. К тому же "для разных стран нужна отдельная реклама: для мусульманских — одна, для Европы — другая, для Штатов — третья".
Отель на птичьих правах
Если предположить, что раскрутка петербургского имиджа сработает, и туристы потоком хлынут на берега Невы, радоваться все равно рано. Тут же встанет вопрос об их расселении. О дефиците в городе гостиниц и отелей экономкласса говорится уже не первый год. И хотя за последнее время создано около 400 новых мини-отелей, это не спасает положение. Сегодня в Петербурге на душу населения приходится всего 7 мест в гостинице. В то время как в Милане — 35, а в Праге — 11.
Но и существующим частным гостиницам экономкласса живется нелегко. "Малые отели более гостеприимны по определению. Им просто приходится быть таковыми, чтобы выжить в конкурентной борьбе с крупными, — поясняет руководитель Центра развития малых отелей Алексей Мусакин. — Но их душат бюрократическими сложностями". Надо выдержать, например, соответствие по 45 пожарным нормативам "времен Совнаркомов". Не меньше обязательных требований по линии санэпидконтроля и других проверяющих органов. Крайне туманен и правовой статус малых гостиниц. Большинство из них (порядка 80%) расположены в жилых зданиях и рассматриваются как квартиры внаем. Отсюда трудности с приемом иностранцев. Ведь согласно Закону "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" каждый отель обязан в течение 24 часов представить в миграционную службу уведомление о постановке на учет зарубежного туриста и получить на него талон с печатью, без которого постоялец может прогуливаться разве что вокруг гостиницы. А имея статус квартиры внаем, оформить эти документы практически невозможно.
Страхи туроператоров
Это лето приготовило туроператорам и другой не слишком приятный правовой сюрприз. С 1 июня вступают в силу поправки к Закону "Об основах туристической деятельности в России". Отныне каждая турфирма, чтобы войти в единый Федеральный реестр, обязана представить финансовые гарантии: либо заручиться поддержкой банка, либо оформить собственную страховую ответственность. Сделано это на благо потребителя — в случае обоснованных претензий или непредвиденных обстоятельств турист получит денежную компенсацию. Однако утвержденный размер таких гарантий может оказаться непосильным для многих фирм и вытеснить их из бизнеса. Так, до 1 июня 2008 года эта сумма составит 5 млн. руб. для фирм, работающих на зарубежных рынках (500 тыс. руб. — для операторов внутреннего туризма). А затем еще и увеличится до 10 млн. руб. Но бизнесмены все-таки не теряют оптимизма. "Мы надеемся, что серьезных коллапсов в связи с этим законом не случится, — говорит Сергей Корнеев. — Страховые компании и банки, идя нам навстречу, выработали вполне лояльные требования. Теперь главное — в оперативности документооборота".
Если поправки в Закон "Об основах турдеятельности", мягко говоря, петербургских бизнесменов не радуют, то другая инициатива некоторых депутатов Думы их пугает еще больше. Дело в том, что несколько лет назад специально для Петербурга российским правительством был утвержден порядок, согласно которому круизный турист, останавливающийся в северной столице не более чем на 72 часа, мог не оформлять въездную визу. Теперь в российском парламенте зреет идея лишить наш город этой "поблажки". "Если демарш удастся, и существующее правило будет отменено, город лишится примерно пятой части иностранных туристов", — предупреждает председатель петербургского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов.
В помощь туроператорам и чиновникам, занимающимся туристической деятельностью, депутаты городского ЗакСа, по предложению Антона Сихарулидзе, намерены создать специальный Экспертный совет.
Справка "Известий"
В 2006 году доходы от приема туристов в Петербурге составили около 5,2 млрд. руб. Средняя стоимость пакета туруслуг для иностранца, приезжающего в северную столицу, — 1400 евро. Больше всего гостей прибыло из Финляндии, Германии, США, Франции, Великобритании. А самым "доходным" туристом оказался японец, тратящий на сувениры и прочие мелкие расходы до 1000 евро в день.