Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Куренков поздравил личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Мир
Хуситы пригрозили скорым ответом Израилю на бомбардировки Йемена
Мир
Около 70 человек на борту затонувшего в водах Марокко судна пропали без вести
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Мир
Адвокаты президента Южной Кореи посетят заседание об импичменте
Культура
Новый год начнется с выхода фильма-сказки «Финист. Первый богатырь»
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Тициан в роли дипломата

Призрак европейской интеграции бродит по России, добираясь до самых разных сфер жизни. Вот и художественная культура не оставлена в стороне. Выставка "Европа - Россия - Европа" в Третьяковской галерее призвана обнаружить единство в различиях. Экспонаты съехались со всего континента, к ним добавлены здешние шедевры. Братание продлится два месяца.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Призрак европейской интеграции бродит по России, добираясь до самых разных сфер жизни. Вот и художественная культура не оставлена в стороне. Выставка "Европа — Россия — Европа" в Третьяковской галерее призвана обнаружить единство в различиях. Экспонаты съехались со всего континента, к ним добавлены здешние шедевры. Братание продлится два месяца.

Когда возникает добрая воля интернационального масштаба, всякое дело по плечу. Так нас учили в недалеком и незабвенном прошлом. Но "парни всей земли" без энтузиазма относились к советским инициативам, да и к российским не всегда подходят с пониманием. Мы опять говорим про кризис в отношениях и отчаянно дискутируем: то ли тверже надо действовать, то ли мягче, то ли так и эдак одновременно. Создается впечатление, что культурные проекты, подобные нынешнему, играют роль лакмусовой бумажки. Мол, если мы внесем такое предложение — вы как? Нахмуритесь или улыбнетесь? Практика показывает, что в культуре обменные схемы по-прежнему работают. За отдельными исключениями. Эстония стала единственной из стран Евросоюза, которая отказалась принять участие в выставке. Вернее, отменила свое предварительное согласие. Вежливая формулировка насчет опасений за сохранность экспонатов в заблуждение никого не вводит. Италия за своего Тициана почему-то не испугалась, и Британия, получается, за картину Тёрнера нисколечко не переживает, а эстонцы вот проявили добросовестную музейную щепетильность... Собственно, этот случай как раз и обозначает крайнюю позицию на шкале соседских взаимоотношений. Все остальные, таким образом, лежат скорее в плюсовой области.

Итак, лакмусовая бумажка дала позитивный результат, но не стоит его переоценивать. Сотрудничество между музеями — особая сфера, далеко не всегда зависящая от мидовских нот и меморандумов. Тут свои взаимные счеты и собственные поводы для сближений или отторжений. Вероятно, именно из-за прихотливости диспозиций Третьяковка, завершающая празднование своего 150-летия, не стала настаивать на конкретных произведениях из конкретных музеев, предоставив выбор зарубежным коллегам. Таким образом соблюли политес, зато получили головную боль при устройстве экспозиции. Когда 48 музеев из 27 стран сами решают, что бы дать этим настырным русским, не оголяя при этом собственные коллекции, — мозаика получается предельно пестрой. Перепады качества иногда заставляют хвататься за голову. Есть упомянутые Тёрнер и Тициан, есть шикарный пейзаж Каспара Давида Фридриха и две отличные скульптуры Бранкузи, встречаются и другие отменные вещицы — ну как с ними стыковать прочие "дары природы"? Увы, не все из стран Евросоюза заметны на художественной карте континента и не все местные гении могут конкурировать с гениями мирового масштаба. Так что выставку выстраивали по некоему наитию, максимально нивелируя эстетические несообразности. От себя для общей весомости выдвинули ряд шедевров — начиная со знаменитой "Троицы" Андрея Рублева. Словом, различными способами удалось достичь внешней респектабельности. Но не внятности, конечно.

"Здесь больше политики и географии, чем науки", — прозвучало на пресс-конференции из уст кого-то из устроителей. Золотые слова. Большое панъевропейское шоу теоретически могло бы выглядеть иначе, но политика, как известно, — искусство возможного. Поэтому ни о каких тонких взаимосвязях и взаимовлияниях между различными художественными культурами выставка не расскажет, оставаясь набором артефактов. Для подобных случаев имеется традиционный совет: смотрите штучно. Портрет курфюрста Саксонии работы Лукаса Кранаха-старшего или дивная средневековая плащаница из румынского монастыря в любом контексте способны принести визуальное наслаждение. Любуйтесь и попутно раздумывайте о путях дальнейшего развития интеграции.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир