Чемпион мира Владимир Крамник: "Шахматы не должны превращаться в шоу"
Чемпион мира Владимир Крамник стал обладателем шахматного "Оскара" за 2006 год. Этот приз присуждается лучшему гроссмейстеру по итогам опроса журналистов, который проводит журнал "64 — Шахматное обозрение". Крамник набрал 3636 баллов, значительно опередив болгарина Веселина Топалова и индийца Виши Ананда. Одним из первых нового лауреата, который последнее время постоянно проживает в Париже, поздравил корреспондент "Известий" Юрий Коваленко.
"К шахматам ближе всего музыка"
вопрос: Как вы оцениваете ваши последние успехи? Второй "Оскар", выигрыш сильного турнира в Монако, победа в матче с венгром Петером Леко и поражение от Левона Ароняна...
ответ: Для меня эти турниры носили скорее тренировочный характер. Надо было поиграть, потому что серьезных турниров последнее время у меня не было. Хотя, наверное, я зря согласился играть два матча подряд — с Леко и Ароняном. Подустал, и у меня не было свежести.
в: Вы уже начали подготовку к турниру на звание чемпиона мира, который состоится в сентябре этого года в Мексике?
о: Подготовка начнется сразу после окончания турнира в Дортмунде, который пройдет в конце июня — начале июля. Затем я хочу поехать 7 июля в соседний Кельн на бой Виталия Кличко, который всегда приглашает меня на свои выступления.
в: Два месяца — не слишком мало?
о: Всегда мало, даже год мало. Всегда найдется над чем потрудиться. Но начиная с марта моя работа — это в какой-то степени подготовка к первенству мира.
в: Шахматы для вас — это работа?
о: Романтичнее было бы сказать, что это удовольствие. Но это, конечно, работа, которая, к счастью, доставляет удовольствие. Хотя меня ждет тяжелый труд — через "не могу", через усталость.
в: И что для вас самое тяжелое?
о: Самое трудное, готовясь по 10 часов в день, сохранить творческий подход. Чтобы шахматы не превратились в рутину, надо находить новые идеи. Нужен баланс: и многое успеть при подготовке, и сохранить свежесть. И даже мне, человеку опытному, это не всегда удается.
в: Для чемпиона мира шахматы — это спорт, наука или искусство?
о: Пусть это звучит банально, но шахматы действительно сплав этих трех составляющих... Я не могу играть только на результат. Мне интересен сам процесс. У меня совершенно разные ощущения от случайной победы или после удачно сыгранной партии. Есть, разумеется, и научный аспект: ты готовишься к матчам в домашней лаборатории. Вместе с тем невозможно добиться успеха без творческого подхода.
в: Какое из искусств, на ваш взгляд, ближе всего к шахматам?
о: Музыка. Шахматами увлекаются мои многие знакомые музыканты, а музыкой — почти все шахматисты. Я чувствую родство душ с такими своими друзьями, как пианист Николай Луганский или скрипач Вадим Репин.
в: Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов предложил ввести новый контроль времени: 1 час на всю партию + 10 секунд за каждый сделанный ход...
о: Я пока в этом сам не разобрался. Считаю, что если в шахматах есть какие-то проблемы, то они не связаны с контрольным временем... - это, на мой взгляд, вопрос не принципиальный. Я бы предпочел не экспериментировать.
в: Сейчас много говорится об организации серии турниров, подобных "Большому шлему" в теннисе...
о: У нас уже есть так называемый турнир АШП (Ассоциации шахматных профессионалов. — "Известия"), в котором учитываются результаты всех более-менее значимых турниров. И в конце года проводится турнир восьми сильнейших игроков по итогам года — все это организует АШП. В новшествах типа "Большого шлема" я не вижу необходимости.
"Предпочитаю блэк джек рулетке"
в: Давайте представим себе матч сегодняшнего Крамника, которому 31 год, с Крамником 23-летним. Кто бы победил?
о: Трудно сказать. Думаю, что сегодня я играю посильнее. Правда, тогда у меня были другие преимущества. В 20—22 года я играл в очень острые, комбинационные шахматы. А сейчас — в позиционные, классические.
в: Испытываете ли вы сомнения за доской?
о: Я вообще склонен к сомнению и к самоанализу. И не всегда нахожу ответы на возникающие передо мной вопросы. Постоянно думаешь о том, правильно ли ты развиваешься в шахматном плане, не надо ли поменять что-то в игре. Если нет сомнений, то и нет движения вперед.
в: А разве сомнения не отвлекают от цели?
о: Тут нужна золотая середина, которую найти очень нелегко. Человек, который не воспринимает себя критически, не может совершенствоваться. Но и вечно сомневающийся игрок заходит в тупик.
в: Суеверный ли вы человек?
о: Нет. Но если черная кошка дорогу перебежит, я перейду на другую сторону.
в: Вы частый гость в Монако, где в Монте-Карло есть знаменитая рулетка. Не было ли искушения попытать счастья?
о: Рулетке я предпочитаю блэк джек. Да у меня и не азартная натура. Сейчас я практически не захожу в казино, мне это не интересно.
в: Вы теперь стали еще и олимпийском послом "Сочи-2014"...
о: Было бы совсем неплохо, если бы в России, наконец, состоялась Олимпиада, которой не было с советских времен. Кроме того, это мой регион, я там родился. Если Сочи получит право на проведение Игр, то туда пойдут большие инвестиции, и весь наш край может превратиться в курорт европейского класса. Да и мне это приятно — в Туапсе живут родители, брат. Наверняка появятся международные линии в Сочи, и мне будет легче летать домой из Парижа.
в: Если позволите, поговорим о ваших коллегах. Что слышно о знаменитой Юдит Полгар?
о: Она детей рожала, и поэтому ей тяжело было участвовать в турнирах. Юдит всегда играла чрезвычайно успешно и, кажется, была в первой десятке лучших. Но по ней нельзя судить о женских шахматах. Полгар — абсолютный феномен и стоит особняком. Большинство женщин заметно уступают по классу мужчинам. Тем не менее уровень их за последние годы, несомненно, вырос. Эмансипация приносит плоды. Если женщина и будет чемпионом мира среди мужчин, то лет через сто.
в: Не сделал ли Каспаров неверный ход, посвятив себя исключительно политической игре?
о: Это его выбор. Мне казалось, что в последние годы ему стало тяжелее выступать — для шахмат он уже в возрасте. Я могу его понять: в шахматах он добился всего, что можно. А после 40 лет рассчитывать на усиление игры трудно. Конкуренция высокая. Честно говоря, мне не очень импонирует то, чем он сейчас занимается. У него экстремистские взгляды — очень черно-белые, и я не согласен со многим из того, что он говорит.
в: Но в шахматах только два цвета...
о: Это и странно. В шахматах нужно быть очень гибким и объективным, воспринимать все полутона. За доской ему, безусловно, это удавалось. А в политических суждениях я с ним не согласен. У него все только либо хорошее, либо плохое, и совсем нет полутонов.
в: Когда Петросян впервые попал на чемпионат СССР, то у него с Геллером была одна рубашка на двоих. С тех пор благосостояние ведущих игроков заметно выросло?
о: Я не жалуюсь. У нас денег меньше, если сравнивать с очень развитыми видами спорта — гольф, теннис. Но в целом я считаю, что для не олимпийского вида спорта мы неплохо зарабатываем. У нас достаточно стабильный призовой фонд. Шахматисты первой десятки просто хорошо живут, а еще человек 40—50 вполне прилично.
в: Часто ли вы даете сеансы одновременной игры?
о: Любителям шахмат всегда очень интересно увидеть и сыграть с живым гроссмейстером. И обычная форма общения, встреча с аудиторией — сеанс одновременной игры. Когда я был маленьким, я сам так играл с Каспаровым. Для меня это было сверхсобытием. Сейчас я с удовольствием даю сеансы, которые, конечно, к серьезным шахматам отношения не имеет.
в: Приходится ли вам участвовать в благотворительных акциях?
о: Пока еще в шахматах — в отличие от бизнеса или музыки — они не получили широкого распространения. Может быть потому, что с шахматами связано не так много денег. Когда у меня есть возможность, я участвую в таких акциях. Недавно топ-модель Наташа Водянова, а мы дружим с ней и с ее мужем британским лордом Портманом, устраивала благотворительную акцию в России, и я ей помог.
в: С вашей женой французской журналисткой Мари-Лор Жермон вы уже говорите на русском?
о: Она учит русский, начинает понимать и говорить. Но общаемся мы с ней все-таки на английском. С французским языком у меня пока неважно — нет времени.
в: А в шахматы вы играете с Мари-Лор?
о: Иногда. Она играет на уровне второго разряда, долго думает над каждым ходом и порой раздражается потому, что я тут же делаю ответный ход.
в: Вы поддерживаете дружеские отношения с Борисом Спасским, который живет в Медоне под Парижем...
о: Мы общаемся. Это великий чемпион, очень колоритная личность. Несмотря на то что ему в этом году исполнилось 70, он душой очень молод. Борис Васильевич — человек веселый, живой с большим чувством юмора. Я его воспринимаю почти как ровесника.
в: Какие у вас увлечения вне шахмат? Что вы делаете, когда у вас есть пара свободных часов?
о: Иду на концерт или в музей, читаю, занимаюсь спортом. Честно говоря, когда оказывается свободная минута, то тратишь ее опять-таки на шахматы. Если есть два часа, значит, надо поработать.