Звезда на любителя
На IX фестиваль любителей астрономии и телескопостроения приехали сотни человек из России и ближнего зарубежья. Утро в подмосковном "Орленке" встретило их низкими тучами и снегом. Под пасмурным небом на площадке выстроилась добрая сотня телескопов. А когда сотня телескопов гипнотизирует небо, тучам ничего не остается кроме как разойтись. После обеда в небе появились просветы - и все желающие рассмотрели через фильтры Солнце, а самые стойкие дождались ночи и заглянули в дальний космос.
В России плохое небо
На наблюдательной площадке технические новинки смешались с самодельными приборами и раритетами. Рядом с телескопами Новосибирского приборостроительного завода, DeepSky, Sky-Watcher, Sturman, Meade - простенький зеркальный телескоп. Синяя краска облупилась, корпус из водосточной трубы. Но это ничего, на таком же работал Ньютон. И совершил все свои открытия. Зато сделал его своими руками школьник из Сергиева Посада - Дима Черясов.
- Изображение очень неплохое, классика жанра, - хвалит работу известный астроном Александр Мереминский.
Вот менисковый телескоп Максутова - школьный, 50-х годов, с него началось советское приборостроение для любителей. Вот телескоп начала XIX века - длинная труба.
- Наблюдение за небом лишено практического смысла, - признается Александр Мереминский, - но это интересная вещь. Если она человека зацепила, то на всю жизнь. Есть любители, которые изучают кометы, астероиды и получают данные, полезные для большой науки. На Западе многие астрономы занимаются поиском сверхновых в далеких галактиках и даже поиском экзопланет (планет за пределами Солнечной системы). Оборудование позволяет. Но в России нас слишком мало и слишком плохое небо. Пока мы занимаемся этим для собственного удовольствия. Возможно, из этого вырастет что-то большее.
Фотомодель - Луна
Плохим наше небо называют потому, что в нем видно меньше звезд, чем в темном южном. Поэтому российские астрономы выезжают на астрономические события. В прошлом году ездили в Турцию смотреть солнечное затмение. А потом из 600 любительских снимков мастер а астрофотографии Александр Юферев и Вячеслав Хондырев собрали один. На нем проявились новые особенности солнечной короны, о которых науке почти неизвестно.
- Пройти со своим телескопом тот же путь, что прошли 200 лет назад, интересно ничуть не меньше, - говорит Александр Юферев. - Как-то еще пацаном я залег на ночь посмотреть метеоры, посчитал их и даже график построил. Я понимал, что до меня это сделали тысячи раз, и гораздо лучше - но интересно!
На выставке любителей астрофотографии есть на что посмотреть. Вот трио галактик во Льве. Знаменитая галактика Водоворот. Покрытие Сатурна Луной: Луна ближе к нам и загораживает Сатурн. Авторы из Ижевска, обсерватория Дворца детского творчества.
- Дрожала монтировка, масло замерзло, дрожали мы от холода, и еще приходилось периодически отогревать видеомагнитофон, - вспоминает руководитель обсерватории Рамиль Шагиев, как зимней ночью им позировали Луна и Сатурн.
Обсерватория на дому
Ученые читали любителям лекции, любители рассказывали, как обустроить обсерваторию на дому. Их в России уже немало. Есть даже частная публичная обсерватория - в научном центре "Ка-Дар".
- Единственная обсерватория в Москве и Подмосковье, куда можно приехать и понаблюдать небо. Совершенно бесплатно! - приглашает любителей неба директор центра Александр Степура.
А Сергей Шурпаков из Белоруссии построил уже третью обсерваторию на родине - под Баранью. Где-то нашел металл подешевле, где-то кирпич, где-то бетон - за год обсерватория была готова. Диаметр купола - пять метров. Поворачивается небольшим рычагом.
- У вас там гидравлика? - спрашивают любопытные.
- Вот гидравлика! - гордо демонстрирует бицепсы астроном.
Когда-то давно он клеил телескоп из бумаги, а теперь ищет в космосе новые звезды и кометы. Его обсерватория получила международный код, а Сергей вошел в 50 лучших наблюдателей комет в мире.
Может быть, когда-нибудь и имя Димы Черясова из Сергиева Посада будет известно не только астрономам-любителям. И его первый телескоп, сделанный из водосточной трубы, будет стоять на почетном месте в его собственной обсерватории международного класса.