Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Парламент Южной Кореи не набрал нужного числа голосов для импичмента президента
Общество
В Госдуме рассказали о порядке получения пенсий в декабре и январе
Мир
Лавров назвал недопустимым позволять террористам захватывать территории Сирии
Армия
Расчет боеприпаса «Ланцет» поразил танк ВСУ в Курской области
Мир
В Белоруссии назвали решение о размещении «Орешника» ответом на шаги США и Германии
Мир
СМИ рассказали о панике на Западе из-за российской ракеты «Циркон»
Мир
В Иране задержали более 200 человек по делу о контрабанде топлива
Мир
В Южной Корее на митинг за отставку президента пришли почти 150 тыс. человек
Мир
Прокуратура Румынии сообщила об обысках по делу о подкупе избирателей
Мир
В СМИ назвали Россию уверенно побеждающей в конфликте на Украине
Общество
«Роскосмос» опубликовал снимок накрывшего Москву циклона
Общество
Суд арестовал пытавшегося продать своего сына жителя Оренбурга
Общество
В Кремле анонсировали время начала «Итогов года с Владимиром Путиным»
Экономика
В МЭР РФ объяснили ситуацию с отказом в приеме старых долларов за рубежом
Общество
Столичные следователи раскрыли совершенное четверть века назад убийство
Спорт
Дзюдоисты Блиев и Лаврентьев завоевали бронзовые медали на турнире в Токио
Общество
Кириенко указал на рост патриотизма у детей
Мир
Прилетевшей в Париж без билета россиянке Дали запретили посещать аэропорты

Сказочный конвейер

После публикации на наших страницах интервью с известным театральным критиком Олегом Лоевским мы получили много откликов. Новосибирский театральный журналист Степан Звездин, продолжая тему, затронутую Олегом Лоевским лишь вскользь, предложил свое видение ситуации в сибирских театрах для детей...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

После публикации на наших страницах интервью с известным театральным критиком Олегом Лоевским мы получили много откликов. Новосибирский театральный журналист Степан Звездин, продолжая тему, затронутую Олегом Лоевским лишь вскользь, предложил свое видение ситуации в сибирских театрах для детей...

Так, увы, сложилось, что в большинстве случаев спектакли для детей — продукт "второсортный". Последнее слово можно написать и без кавычек — второсортный. Прежде всего — в сознании самих режиссеров, которые откровенно лукавят, размышляя о своей ответственности перед детьми. На деле же так и хочется процитировать одного из героев вампиловской "Утиной охоты": "Так кто же понесет ответственность за эту вопиющую безответственность?!"

Нет в театральной отрасли деятельности более вольготной, чем детский театр. Режиссеры детских спектаклей чувствуют себя свободно: на них никогда не обращает внимания критика (вспомните, сколько рецензий на детские спектакли вам приходилось читать?), на детские спектакли не приглашаются журналисты, по поводу "премьер для самых маленьких" не устраиваются пресс­конференции. А если вдруг у сумасшедшего театрального обозревателя и появится желание посмотреть, а что это там происходит в чудном театрике папы Карло, то в окошке администратора его не без улыбки спросят: "Что, сказочку решили посмотреть?" Нет, не "утреннюю сказочку", а спектакль, спектакль, который только и отличается от "вечернего" тем, что рассчитан на другую аудиторию.

Единственным знаком внимания к детскому театру, например в Новосибирске, служит номинация "Лучшая роль в детском спектакле", которая ежегодно вручается победителю на театральном фестивале­конкурсе "Парадиз". Но здесь же есть и ужасающая статистика: более чем в 90% анкет, которые заполняют новосибирские критики и журналисты, рядом с фамилиями "детских" номинантов стоят прочерки. Люди, которые занимаются театром профессионально, входят в жюри и экспертный совет фестиваля, спектакли для детей не смотрят! Победители определяются исходя из мнения единственного видевшего... Вот оно поле свободы! Вот оно бесконтрольное "творчество" для "даровитых" режиссеров"! Но был у этого фестиваля и свой подвиг: в 2005 году жюри под председательством питерского театроведа Юрия Барбоя единогласно отказало Новосибирскому театру кукол в номинации "Лучшая роль в кукольном театре". Новосибирские куклы вообще заслуживают особого проблемного разговора, который было начался еще в 2005 году все на том же фестивале, но, не получив широкой огласки, так и остался кулуарным. К нему мы еще вернемся.

Спектакли для детей — настоящая индустрия, завод, если хотите. Целый ряд режиссеров, которые из города в город "клонируют" свои спектакли, механически повторяя одни и те же мизансцены, дублируют музыку и все "художественное" оформление. Художественное, опять¬таки, относительно, потому как часто детские спектакли — спектакли по остаточному принципу: картонные декорации, нарисованные деревья и вся прочая сказочная атрибутика — минимум вложения, максимум эффекта, то есть денег. Спектаклей для детей при этом не так много, а потому они пользуются большим спросом, на них почти всегда аншлаги.

Яркий тому пример — Новосибирский театр кукол, который, не имея в городе внушительных конкурентов, может позволить себе не иметь и художественной политики. Все равно билетов нет на два месяца вперед. И кому есть дело до студентов­кукольников, которые, посетив новосибирских кукол, разочаровались в своей профессии? И кому есть дело до зрителей, у которых ситуация без выбора: смотри то, что есть?

Позволим процитировать два мнения, высказанных на открытой пресс­конференции фестиваля "Парадиз".

Сергей Денисенко (Омск): Я понял, что возвращаться в детство в Новосибирском театре кукол не надо. Я считаю, что совершается преступление по отношению к детям. Самое яркое впечатление от спектакля ("Сказка за сказкой" — спектакль, выдвинутый на соискание премии "Парадиз — 2005", прим. "Известий") — это то, как из зала постепенно выносили плачущих детей. Как бы иронично не звучала моя фраза, я смею думать, что их выносили потому, что они испытывали художественный ужас от того, что видели.

Юрий Барбой (Санкт-Петербург): Не знаю, как в Новосибирске с ТЮЗами, но от кукол впечатление нерадостное. Куклы очень бедные и нефункциональные.

С драматическими спектаклями для детей дела обстоят лучше — здесь конкуренция есть, но спрос все равно выше предложения. Детские спектакли редко получаются цельными. Можно, например, сходить на спектакль "Великий лягушонок" "Старого дома" и убедиться, что костюмы Михаила Мокрова гениальны, можно заглянуть на спектакль "Два клена" "Красного факела" и лицезреть замечательную Бабу Ягу в исполнении Андрея Черных, можно сходить в "Глобус" и получить порцию удивления от постановочных эффектов, заново "открытых" детскими режиссерами, можно сходить в театр Афанасьева и заразиться бешеной энергетикой постановки. Особым гурманам можно сходить и в театр "На левом берегу" — правда, рискнуть не получить ни того, ни другого, ни третьего. Но риск — благородное дело. Особенно когда речь идет о детях.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир