"Русские дни" на Sotheby's побили все рекорды
Общий объем торгов на "Русских днях", завершившихся в Нью-Йорке, составил рекордную сумму 51 млн долларов, что эквивалентно практически годовому объему продаж за весь 2006 год. Всего на торги было выставлено 526 лотов. Большинство из них хранились в частных коллекциях в США и были недоступны даже для специалистов.
Как подчеркивают некоторые из участников, уже само появление работ русских мастеров на Sotheby's стало важным событием, поскольку большинство из них десятилетиями хранились в частных коллекциях в США и были недоступны даже для специалистов. Сейчас они предстали для обозрения и попали в каталоги, обретя тем самым новую жизнь.
В зале Sotheby's звучала в эти дни главным образом русская речь. Было очень много покупателей из России, и это дает надежду на то, что проданные работы обретут заслуженное место в российских музеях и галереях.
В первый день на торги были выставлены предметы быта мебель, часы, посуда из золота и серебра работы Фаберже. Самым дорогим лотом первого дня аукциона стала золотая бонбоньерка, созданная в петербургской мастерской Фаберже. Она была продана за 2,28 млн долларов. Ее автором является знаменитый ювелир Михаил Перчин. Бонбоньерка выполнена из золота и эмали в форме миниатюрного креслица высотой всего 5 сантиметров. Эксперты Sotheby's предполагали, что эта уникальная вещь может быть продана за 11,5 млн долларов, но цена оказалась намного выше.
Настольные часы, отделанные золотом и эмалью, работы ювелира Генрика Вигстрема из мастерской Фаберже были проданы за 1,384 млн долларов. Что же касается удивительного по красоте монументального серебряного ковша, также созданного в мастерской Фаберже, то он ушел за 480 тысяч долларов, хотя эксперты оценивали его в 500800 тысяч долларов.
За 204 тысячи была продана редкая календарная икона, написанная в начале XIX века. Специалисты оценивали ее в 7090 тысяч долларов. Общая же сумма, вырученная за продажу 305 выставлявшихся в понедельник лотов, составила приблизительно 12,7 млн долларов.
Во второй день на продажу выставили живопись. Самым дорогим лотом стала авторская копия картины Нестерова "Видение отроку Варфоломею", проданная за 3,8 млн долларов. С учетом премии, которую покупатель заплатит аукциону, цена полотна составила 4,296 млн долларов. За 3 млн долларов (3,4 млн с учетом премии) ушло полотно Константина Маковского "Счастливая Аркадия", что примерно в 3 раза выше цены, которую прогнозировали эксперты.
Неожиданная борьба разгорелась вокруг картины Алексея Харламова "Юные цветочницы" после долгих торгов она была приобретена за 2,8 млн долларов. За картину Пиросмани "Арсенальная гора ночью" было заплачено 1,6 млн долларов. Полотно Натальи Гончаровой "Дама с зонтиком" ушло с молотка за 1,5 млн долларов.
Большим событием стало появление на аукционе комплекта из 58 гуашей Бориса Григорьева, представляющих собой неопубликованные иллюстрации к книге Достоевского "Братья Карамазовы". Гуаши Григорьева были проданы за 1,3 млн долларов. Картина Ивана Айвазовского "Константинополь на заре", которую эксперты оценивали в 23 млн долларов, ушла за 1,8 млн долларов. Еще одна работа продана за 1 млн долларов это "Монгольский цам" Рериха.
Эстафету "Русских дней" в Нью-Йорке продолжает аукционный дом Christie's. Самым дорогим экспонатом, по оценке экспертов, станет картина Василия Верещагина "Стена Соломона", оцененная экспертами в 5 млн долларов. Полотно прославленного русского баталиста выставляет собственник Университет Калифорнии.
Все остальные полотна русских классиков оценены экспертами скромнее. Так, знаменитый "Портрет императора Павла I", авторство которого приписывают Дмитрию Левицкому, из семейной коллекции принцессы Елизаветы Югославской оценен в пределах 150 тыс. долларов. Портрет снабжен подписью "Д.Г. Левицкий", однако эксперты торгового дома воздержались от своего заключения.
С молотка уйдут две картины Николая Рериха "Большой каньон. Аризона" и "Святыни и цитадели" в пределах 400 тыс. долларов каждая. Картина Бориса Григорьева "Русская крестьянка", написанная им в Париже в 1923 году акварелью и гуашью на картоне, будет выставлена по стартовой цене 500 тыс. долларов. На торги также выставлено полотно Константина Маковского "Три танцовщицы", этюд к картине "Смерть Петрония" с начальной ценой 350 тыс. долларов.