Правила игры
Игорный бизнес - прибыльное для бюджета и владельцев дело или же асоциальное явление? В поисках ответа на этот вопрос в конце прошлого года Государственной думой был принят закон, согласно которому к 2009 году все игорные заведения должны сосредоточиться в так называемых игорных зонах. До этого времени региональным властям предстоит упорядочить деятельность игорных заведений и привести свое законодательство в соответствие с новым федеральным законом.
Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" оценивается аналитиками как позитивное явление. Его основная задача - регулирование рынка игорных услуг. В соответствии с ним к 2009 году будут созданы "игорные зоны" в пяти регионах: Алтайском, Приморском и Краснодарском краях, а также в Калининградской и Ростовской областях.
Централизованный переезд казино на специальные территории представляется оптимальным решением проблемы цивилизованного упорядочивания и жесткого регламентирования работы игорного бизнеса: после долгих раздумий - стоит ли регионам России вообще отказаться от игорного бизнеса и получаемых с него налогов или же пустить дело на самотек - государство предприняло удачную попытку сделать бизнес максимально цивилизованным и структурировать его деятельность.
До 1 июля 2007 года все регионы обязаны привести свои законодательства в соответствие с новым законом. Регионы могут выбирать: полностью запретить игорные заведения или же максимально ужесточить требования к ним. Между тем региональные власти, подчас не просчитав социально-экономических последствий, поспешно "взяли под козырек" - сегодня уже можно увидеть первые результаты от однобокой, запретительной реализации закона. Например, в этом году бюджет Саратовской области может потерять более 500 млн рублей. Запланированные поступления от налога на игорный бизнес по Челябинской области в 2007 году должны составить 378,6 млн рублей, что на 0,9%, или на 3,2 млн рублей, больше объема фактических поступлений в областной бюджет за 2006 г.
Стоит отметить, что налоговые поступления от игорных заведений вполне сопоставимы со статьями расходов региональных бюджетов на социально значимые нужды. Более того, запреты принимаются уже в условиях давно принятых и исполняемых региональных бюджетов, которые рассчитывались в том числе и с учетом налоговых поступлений от игорных заведений.
Сопоставимых сумм лишились и бюджеты других регионов, отказавшихся от игорного бизнеса: Калужская, Тамбовская, Вологодская, Курская, Белгородская, Омская области и т.д. При этом многие из этих регионов не являются зажиточными и остро нуждаются в привлечении средств.
Но все же некоторые субъекты Российской Федерации настроены менее консервативно: они не стремятся полностью отказываться от игорного бизнеса и, соответственно, производимых им налоговых отчислений.
Помимо сокращения налоговых поступлений запрет таит в себе еще одну, более серьезную для регионов, опасность. Он влечет за собой коррупцию и криминализацию игорного бизнеса: принятие решения о полном запрете игорного бизнеса может привести к резкому росту числа подпольных заведений. Дело в том, что находящееся на территории субъекта РФ игорное оборудование после введения запрета нельзя будет легально реализовать или транспортировать в другие регионы, за исключением новых игорных зон. Можно предположить, что оборудование может остаться в регионе, а это большой соблазн к созданию на его базе нелегальных клубов. Очевидно, что нелегальный игорный бизнес будет способствовать криминализации общества и служить поводом для многочисленных криминальных "разборок" в связи с переделом рынка и уходом его в тень, что вызовет недовольство населения и, как следствие, его негативное отношение к органам власти.
Запретительные меры также дезавуируют саму идею создания игорных зон, так как компании лишаются экономической базы для переезда в "резервации" в 2009 году. В итоге если мелкие игроки уходят в подполье, то оставшимся компаниям будет проще переориентировать свой бизнес на другие государства, что может повлечь отток значительного капитала из страны.
Так имеют ли смысл подобные запреты и что сулит в конечном счете стране федеральный закон об игорном бизнесе в том виде, в котором его приняла Государственная дума? Закон предусматривает кардинальное сокращение игорных заведений, и уже через три месяца около 80% игорных заведений по всей России будут закрыты. Требования к игорным заведениям, которые начнут действовать с 1 июля 2007 года, смогут выполнить далеко не все.
После вступления в силу федерального закона количество игорных залов уже сократилось. Были закрыты те заведения, которые не отвечали требованиям закона, - это маломерные игорные клубы, расположенные рядом со школами или институтами, клиентами которых часто являлись учащиеся, а оставшиеся заведения отвечают требованиям нового закона. Практика показывает, что именно они приносят львиную долю налогов.
Четкое исполнение всех пунктов федерального закона об игорном бизнесе, контроль закрытия игорных заведений и демонтаж всех одиночно стоящих игровых автоматов по всей России с 1 июля этого года дадут возможность и дальше регулярно получать налоговые сборы и одновременно оградить население от негативной стороны работы игровых клубов. Стоит отметить, что регионы, ведущие продуманную социально-экономическую политику, не пошли по пути тотального запрета. Например, Москва максимально ужесточила правила игры - и в городе закрылось около 80% заведений. Но при этом, по нашим сведениям, собираемость налогов не уменьшилась, а даже возросла, хоть и незначительно.
Так стоит ли вводить полный запрет на игорный бизнес или же следует ограничиться ужесточением требований к деятельности игорных заведений? Стоит ли местным властям идти на сокращение налоговых поступлений или же, введя жесткие правила игры, следует убить сразу двух зайцев - сохранить налоговые поступления и огородить граждан от негативного влияния игорных заведений?