Царь-усадьба
Завершаются работы по восстановлению загородной резиденции русских царей - Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно".
В общей сложности строительство усадьбы "Царицыно" идет уже без малого 250 лет. Идея построить под Москвой императорскую загородную резиденцию под стать знаменитому Петергофу пришла императрице Екатерине Второй еще в 60-х годах XVIII века. Проект был разработан Василием Баженовым, но не приглянулся своенравной императрице. Дворец достраивал другой зодчий - Матвей Казаков. Он проектировал и Большой дворец, и дворцы поменьше - для наследника Павла и его сыновей Александра, Константина и Николая. Дворец не был достроен. Спустя столетие по указанию одного из городских генерал-губернаторов над ним была сооружена кровля, после чего строительство замерло еще на столетие.
В последние годы городские власти Москвы решили восстановить и достроить объект в соответствии с изначальными задумками императрицы. Сделать это было очень непросто по многим причинам. Начать хотя бы с проекта - их было, как мы уже знаем, два. При этом дошедший до нас проект кровли предназначался для первого варианта дворца, а построенные стены взяты из второго. Таких несоответствий, способных запутать любого реставратора, здесь немало. И тем не менее строители XXI века твердо решили довести дело до конца.
В 2004 году на территории ансамбля площадью 500 гектаров развернулись масштабные работы. В отдельные дни здесь работали одновременно до 700 мастеров различных строительных специальностей. Согласно планам авторов проекта (Моспроект-2) экспозиционные площади музея-заповедника предстояло увеличить с 900 до 20 тысяч квадратных метров.
Первый этап реконструкции был завершен в 2006 году - удалось закончить реставрацию и ввести в музейную эксплуатацию Хлебный дом (10 231,0 кв. м) с подземным пространством (6227,0 кв. м) и входным павильоном (200,0 кв. м), а также галереей-оградой с воротами между Хлебным домом и Большим дворцом (171,0 кв. м). Кроме того, на всей территории парка были отреставрированы важнейшие памятники садово-парковой архитектуры. Дух "просвещенного века" восстановлен здесь в мелочах. Прогулочные маршруты объединяются живописными видовыми перспективами, беседками и мостами. Названия возвращают в то галантное время - павильон "Миловида", павильон "Нерасстанкино", беседка "Золотой сноп", "Фигурные ворота", Большой гротесковый мост, Малый гротесковый мост, Оранжерейный мост, Большой мост через овраг, Башня-руина. Арку на острове Верхнего Царицынского пруда прозвали "русалкиными воротами".
Сегодня основные работы идут внутри Большого императорского дворца - центрального объекта ансамбля. К открытию дворца, намеченному на сентябрь нынешнего года, он должен предстать во всем великолепии. Сюда будет доставлена из Третьяковской галереи и установлена мраморная скульптура императрицы Екатерины Великой. На стенах появятся ее девизы - размышления о государственном устройстве России. Будет, например, такая надпись: "Власть без доверия народа ничего не значит". Екатерининский зал высотой примерно 13 метров, выдержанный в бело-золотой и кремовой гамме, будет двухсветным.
Рядом с Екатерининским расположится Зал военной славы, посвященный победам Потемкина и Румянцева. Кроме торжественных залов будет и парадная лестница.
Работы к сентябрю предстоит сделать немало: надо завершить реставрацию и комплексное благоустройство центральной части исторического парка, ввести в эксплуатацию Оранжерейный комплекс, осуществить экологическую реабилитацию Нижнего Царицынского и Борисовского прудов с благоустройством береговой полосы, завершить вывод сторонних организаций с территории музея-заповедника. По приблизительным расчетам посещаемость территории музея-заповедника возрастет с 1 млн человек в 2005 году до 3-4 млн человек в год в 2008-м и последующие годы. На такое количество гостей императрица вряд ли рассчитывала, но сегодня им здесь только рады.