Профессиональное мнение
Во вторник в Медиа-центре "Известий" по инициативе Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) состоялся "круглый стол" на тему "Перспективы кабельного цифрового телевидения", в работе которого приняли участие руководители крупнейших телекоммуникационных компаний и представители государственных органов. В результате мероприятия была подписана резолюция, определяющая позицию бизнеса по вопросам перехода к цифровому вещанию и сопряженным с этим переходом процессам.
В условиях перехода к цифровому вещанию и формирования рынка услуг кабельного и цифрового телевидения компании, занимающиеся телекоммуникационным бизнесом, сталкиваются с определенными трудностями: возможности современных аналоговых вещательных систем фактически исчерпаны, а их технические особенности по сути просто сдерживают развитие телерадиовещания.
В ближайшее время правительство Российской Федерации должно принять федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в России" на период с 2007 по 2015 год. Эта программа должна будет определить порядок, сроки и объемы инвестиций на решение всего комплекса задач по переводу отечественного телерадиовещания в цифровой формат.
На прошедшем мероприятии участники "круглого стола" заявили, что полностью поддерживают создание ФЦП "Развитие телерадиовещания в России", а представители Ассоциации кабельного телевидения России добавили, что их организация готова содействовать работе по осуществлению этой программы.
Эфирное цифровое вещание существует в России уже более 10 лет, и за это время в нашей стране уже сформировались рынок услуг и рынок потребления. Сегодня практически все компании, предоставляющие услуги в цифровом диапазоне, работают на инвестиционные деньги, не получая государственного финансирования. В последнее время интерес государства к рынку цифрового телевидения заметно возрос, а потому, говоря о цифровизации, особое внимание нужно обратить на тот факт, что одна из наших первоочередных задач понять, какую роль будет играть государство при переходе России к цифровому вещанию, решение каких вопросов оно оставит за собой. Только после того, как мы найдем ответ на этот вопрос, определимся с моделью бизнеса, мы сможем привлекать деньги, сказал президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин.
А заместитель генерального директора ФГУП ВГТРК Алексей Малинин обратил внимание присутствующих на тот факт, что "международная комиссия заявила, что к 2015 году прекратит поддержку аналогового вещания, а это значит, что у России есть 8 лет, чтобы осуществить полную цифровизацию эфирного пространства".
Господин Припачкин и его коллеги уверены: для успеха федеральной программы государство должно привлечь к ее реализации все сектора экономики, но прежде всего поддержать эффективную работу механизма конкуренции. Необходимость такого шага очень хорошо подтверждается примером мобильной телефонной связи, которая при переходе на цифровые технологии за 10 лет уверенно охватила всю страну. По мнению АКТР, у цифрового телевидения сегодня есть реальные возможности повторить этот социально-технологический прорыв и в скором времени охватить все население страны эфирным и кабельным цифровым телевидением, скоростным интернетом и пакетом других информационных услуг по доступным ценам.
По мнению участников "круглого стола", эффективность программы только возрастет, если она будет содержать ряд принципиальных моментов. В частности, ФЦП "Развитие телерадиовещания в России" должна содержать проработку всех возможных схем отношений участников рынка в цепочке: правообладатель телевизионная компания вещатель (распространитель) оператор связи потребитель (абонент).
Сегодня основная проблема на пути цифровизации это отсутствие разрабатываемой нормативно-правовой базы. Многие забывают, что внедрение цифровых технологий это не просто замена аналогового передатчика на цифровой. При смене формата вещания меняется вся цепочка взаимоотношений между участниками рынка. Какова модель бизнеса сегодня? Все каналы закупают права на бесплатный показ программ и затем доносят их до зрителя. Как только мы перейдем на цифровое вещание и у каналов появится персональный доступ к каждому абоненту, ситуация изменится: возрастет стоимость рекламы, все вещательные компании должны будут платить большие деньги за право показа тех или иных программ и пользоваться совершенно иной, отсутствующей сегодня, правовой базой. В мире действуют совершенно четкие международные нормы, которые регламентируют права вещателей при бесплатном распространении и при наличии персонального доступа к каждому абоненту. Если сегодня Россия заявляет, что готова к переходу на цифровое вещание, первое, что нам нужно сделать, привести наше законодательство в соответствующий вид, в противном случае мы не сможем добиться успеха в данном направлении, отметил Юрий Припачкин.
Также обсуждение коснулось вопроса развития коммерческого эфирного цифрового вещания, включая обеспечение населения бесплатными цифровыми приставками по мнению участников "круглого стола", правительственная комиссия слишком большое внимание уделила вопросу бесплатного распространения цифровых приставок, при этом оставив без ответа куда более важные вопросы.
Так теряется сама идея цифровизации, которая, на мой взгляд, состоит в том, чтобы доставить телевидение тем людям, у которых сегодня нет возможности иметь к нему доступ. Для достижения этой цели реализация федеральной программы должна строиться по двум основным принципам. Во-первых, программа должна реализовываться с использованием всех доступных ресурсов, чтобы быстрее обеспечить доступ жителей отдаленных регионов к телевидению, а во-вторых потребитель не должен получить ТВ худшего качества по сравнению с тем, что было у него раньше, отметил член правления АКТР, генеральный директор "НТВ-Плюс" Дмитрий Самохин.
Также обсуждение коснулось и технологической стороны вопроса цифровизации.
В масштабах нашей страны не может быть какого-то одного технологического решения, нам необходимо учитывать все доступные ресурсы для цифровизации. Во многих регионах России есть так называемые естественные факторы помех в каждом регионе они разные: где-то это географические особенности, где-то какое-то излучение, а потому в каждом регионе необходимо выбирать свой, наиболее подходящий путь для цифровизации. Где-то это могут быть кабельные сети, где-то эфирное вещание, где-то спутниковое телевидение... Кстати, в этом вопросе добрую службу нам сослужила некая технологическая отсталость России в плане цифровых технологий если сегодня у многих западных стран, уже внедривших цифровое телевидение, нет возможности использовать новые технологии в силу того, что, к примеру, еще не окупились построенные ими кабельные сети, в России такой проблемы нет. Процент цифровизации населения нашей страны сегодня настолько ничтожен, что можно сказать, что внедрять цифровое телевидение мы начинаем "с нуля". А строить новое это всегда легче, чем ремонтировать и модернизировать уже используемое оборудование, отметил Припачкин.
В итоге участники "круглого стола" сошлись во мнении, что сегодня возможны два варианта решения проблемы перехода на цифровое вещание.
Первый из них основан исключительно на создании государством благоприятной нормативно-правовой основы для скорейшего развития рынка цифрового телевидения на основе привлеченных инвестиций. Такой подход снимает с государства необходимость инвестирования в развитие дорогостоящей инфраструктуры сети цифрового телевидения, однако при этом процесс перехода на цифровое вещание может затянуться на многие годы. Кроме того, большое число территорий страны, где в настоящее время распространяется недостаточное количество телевизионных каналов, может остаться вообще без цифрового телевидения, поскольку с коммерческой точки зрения эти территории не будут представлять интерес для бизнеса, а значит, основная задача программы обеспечение права всех граждан страны на доступ к информации так и не будет решена.
Второй подход основан на совместном инвестиционном участии государства и бизнеса в построении цифровой сети.
В сфере цифровизации страны государству не обойтись без поддержки бизнеса: бизнес уже давно пришел на рынок цифрового телевидения, и, может быть, для полной цифровизации было бы достаточно просто не мешать ему, отметил вице-президент АКТР, генеральный директор компании "Мультирегион" Сергей Дмитриев.
В ходе "круглого стола" также обсуждение коснулось и концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в России". Члены АКТР внесли в документ свои предложения и в ближайшее время планируют представить его на рассмотрение правительства.
Вообще же эта ситуация как нельзя лучше иллюстрирует проблему, когда сегодня важные нормативные документы разрабатываются практически без учета мнения профессионального сообщества, а потому содержат большое количество противоречивых и устаревших требований, которые в случае выполнения будут лишь сдерживать развитие отрасли. В данном случае с учетом накопленного опыта предоставления услуг цифрового телевидения и анализа существующих проблем в нормативно-правовом обеспечении деятельности операторов участниками "круглого стола" проект концепции был доработан по целому ряду направлений, включая проблемы формирования понятийного аппарата отрасли телерадиовещания, разработки нормативно-правовой основы для совершенствования рыночных механизмов развития отрасли, и многим другим.
Участники "круглого стола" надеются, что их профессиональное мнение будет услышано разработчиками программы и процесс цифровизации страны пойдет на основе рыночных механизмов в условиях честной конкуренции при регулирующей деятельности государства.
Участники "круглого стола"
Юрий Припачкин президент АКТР, президент "Ренова Медиа";
Михаил Силин вице-президент АКТР, генеральный директор компании "Комкор-ТВ"; Валентин Лазуткин вице-президент АКТР, ректор ГИТР им. М.А. Литовчина;
Сергей Дмитриев вице-президент АКТР, генеральный директор компании "Мультирегион"; Андрей Романченко заместитель руководителя Федерального агентства Роспечать;
Дмитрий Самохин член правления АКТР, генеральный директор компании "НТВ-Плюс"; Александр Теппер член правления АКТР, гендиректор компании "Космос-ТВ";
Алексей Малинин заместитель генерального директора ФГУП ВГТРК и другие.