Вышла первая книга о Китай-городе
В издательствах "Москвоведение" и "Московские учебники" вышла книга Сергея Романюка "Москва: Китай-город". Новинка интересна еще и тем, что книги, посвященной Китай-городу как целому, до сих пор не было.
Сергей Константинович Романюк, современный классик москвоведения, выпустил первую книгу только в 1987 году. Что объяснимо: его исследовательский уровень несовместим с былой цензурой. В 2004 году он начал серию "Новый московский путеводитель". Сначала вышла книга "Кремль и Красная площадь", а в новой книге "Китай-город" автор прохаживается по Никольской, Ильинке и Варварке.
Неискушенный читатель удивится, но книги, посвященной Китай-городу как целому, до сих пор не было, как не было отдельных книг по Никольской и Ильинке.
Церковная история Китай-города изучена лучше гражданской. Поэтому владельческая фабула жилых и общественных домовладений - главный интерес новой книги. Например, прояснена, насколько позволяют документы, история шереметевских дворов на Никольской. Петровский фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев жил на месте "Славянского базара" (N 17). Его сыну Петру Борисовичу (создателю Кускова) и внуку Николаю Петровичу (создателю Останкина) принадлежал участок напротив (ныне дом N 10), составленный из трех, причем дальняя треть была приданым жены - княжны Черкасской. (Таким же образом к Шереметевым перешло Останкино Черкасских.)
Читателя также удивит устройство Китай-города в старину. На больших улицах число приходских церквей приближалось к числу дворов, то есть средний приход состоял из одного двора, а церкви были одновременно домовыми. Однако это были дворы знати и первостатейного купечества с сотней-другой вольных и крепостных слуг. Варварка, до сих пор сохранившая все храмы четной стороны, была так же часто застроена храмами по нечетной. Для сравнения: среднее число дворов одного прихода в ближайшей - восточной - части Белого города колеблется между пятью и десятью.
Открытия ждали автора не только в архивах. Приводя мемуарное свидетельство, что Троицкий трактир на Ильинке иначе прозывался "Большим самоваром", поскольку оный предмет стоял на окне в роли вывески, Романюк обнаруживает дымящий самовар на известной картине Федора Алексеева, запечатлевшего здание трактира около 1800 года.