Штрафы на дорогах будут собирать автоматом
Несколько столичных банков предложили руководству столичной ГИБДД установить на стационарных постах ДПС электронные терминалы для приема оплаты штрафов. В понедельник "электронных кассиров" презентовали в Московской городской думе.
Согласно статистике ежегодно в Москве выписывается около 3 миллионов штрафов за нарушение правил дорожного движения. Но оплаченными из них оказывается всего 8-12%, из-за чего городской бюджет ежегодно недополучает около 250 миллионов рублей. Главной причиной этому является практически полное отсутствие наказания за неуплату, а также громоздкость самой процедуры погашения штрафа. Сейчас, чтобы оплатить минимальный штраф в 50 рублей, водителю приходится ехать в ближайшее отделение Сбербанка, заполнять квитанцию об оплате (куда необходимо правильно внести огромное количество цифр), потом везти копию квитанции в тот отдел ГИБДД, сотрудник которого штраф выписал.
Новые автоматы по приему штрафов на "месте преступления" могут сократить эту процедуру до нескольких минут. По замыслу разработчиков мобильные электронные терминалы могут быть установлены на всех стационарных постах ГИБДД, а в дальнейшем и на передвижных пунктах контроля. Остановив нарушителя, сотрудник ГИБДД выписывает ему предписание и спрашивает, согласен ли водитель с фактом нарушения. Если согласен, инспектор предлагает оплатить штраф прямо на месте. Следуя инструкции автомата, водитель должен набрать в соответствующих окошках номер постановления о наложении штрафа (диктует сотрудник ГИБДД), дату, ИНН получателя (диктует сотрудник ГИБДД), номер водительского удостоверения и сумму штрафа. Опустив деньги в приемник, автолюбитель получает чек, который является подтверждением оплаты. Причем везти его в отделение ГИБДД уже не придется.
- Действительно, после оплаты штрафа через этот аппарат привозить копию квитанции в ГИБДД не надо, - пояснил "Известиям" председатель комиссии по законодательству МГД Александр Семенников. - Но и чек, который выдаст аппарат, не будет являться документом, подтверждающим факт оплаты, пока мы не внесем соответствующие поправки в закон. Но эта проблема вполне решаема. Особенно если учитывать цену вопроса - по предварительным расчетам, легкий способ сбора штрафов может повысить сборы от их уплаты до 80%.
Те, кто не доверяет техническим новинкам, смогут по-старому оплатить квитанцию через отделения Сбербанка. Напомним, что там комиссия за эту процедуру составляет 3%. Такой же обещают сделать ставку и в новых аппаратах.
В будущем разработчики планируют модернизировать аппараты и поставить их в каждую машину ДПС. Для оплаты штрафов через такие терминалы авторы идеи предлагают выпустить специальные смарт-карты, которые будут вручать водителю вместе с полисом ОСАГО. Положив на нее определенную сумму, нарушитель сможет оплатить штраф, даже не подходя к стационарному аппарату. Сотрудник ГИБДД проведет карточкой через считывающее устройство, установленное в патрульной машине, и выдаст чек.
- Мы всегда поддерживаем введение новых технологий, и это предложение нам тоже нравится, - заявил "Известиям" заместитель начальника ГИБДД столицы Александр Борисов. - Проблема сбора штрафов, особенно мелких, действительно существует. И если эта система поможет ее решить, мы будем только благодарны.