Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Михаил Ульянов - наш строгий маршал, дедушка-заступник

Он провалил экзамены в Щепкинское училище и Школу-студию МХАТ. Больше актерских вузов уроженец сибирского городка Тара Михаил Ульянов в Москве не знал. На Арбате он наткнулся на знакомого из Омска, который посоветовал молодому человеку подать документы в Щукинское училище при театре им. Вахтангова. В этом театре Ульянов проработал почти 60 лет. И своего первого исторического персонажа Кирова он тоже сыграл здесь. Правда, тогда, в начале 1950-х пресса не оценила игру дебютанта, объявив, что он слишком молод для таких масштабных ролей. Больше подобных упреков Ульянову не делали. Его Ленин и конечно же Жуков настолько совпадали со зрительскими представлениями об этих персонажах, что для многих ульяновский Жуков был больше Жуковым, чем сам полководец.
0
Михаил Ульянов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В четверг на Новодевичьем кладбище похоронили народного артиста, который был для миллионов зрителей и настоящим героем, полководцем Жуковым, и при этом, кажется, таким родным и близким человеком...

Нонна Гришаева,
актриса Театра имени Вахтангова:

"Мы действительно осиротели"

"Мы все скорбим безумно, в театре повисла такая черная, что ли, атмосфера. Мы действительно осиротели, потому что Михаил Александрович был потрясающей личностью, потрясающим актером и потрясающим худруком. Он был не просто руководителем, а теплым и человечным руководителем, всегда вникал не только в профессиональные дела, но и в личные проблемы всех работников театра. Я не знаю, что тут можно сказать и как это пережить... Не могу говорить, простите..."

Актриса Анна Синякина
(фильм "Ворошиловский стрелок"):

"Михаил Александрович выбрал меня своей внучкой..."

"Хорошо помню, с самого начала, как мы познакомились. Я получила сценарий, прочитала, что там должен был быть дедушка, а кто будет дедушкой, не знала.

Конечно, понимала, что его выберут и без меня. Но однажды шла по улице и подумала: а кого бы я хотела видеть? А на остановке висела реклама какого-то журнала, и на обложке был Михаил Александрович. Я почему-то сразу поняла, что я бы хотела такого дедушку.

Думала, когда в следующий раз меня позовут, я так и скажу. Прихожу - и первое, что мне говорят: мы нашли, это будет Ульянов. Вот такое совпадение.

А потом оказалось, что это не я Ульянова, а он меня на роль утвердил. Говорухин долго не мог окончательно решить, кого он хочет, и тогда позвали Михаила Александровича, чтобы он сам выбрал себе внучку.

Мне очень повезло - это моя первая работа, где сценарий занимал не один листочек. Правда, Станислав Сергеевич очень нервничал по этому поводу и все время с сомнением на меня смотрел. А Михаил Александрович все время меня немножко защищал.

В первый же день должны были снимать сцену, где моя героиня приходит домой после изнасилования. Я не знала, какая она будет по счету, и очень дергалась. А когда утром пошла завтракать, встретила в буфете Михаила Александровича. Я к нему подсела, скромно вилкой ковыряю. Он понял, что у меня на душе не очень спокойно, и завел самый простой разговор - про то, как он маленький был, про свою дочку... А потом доел и сказал: ну, ты ела мало, значит, будешь злая и работать будешь хорошо.

Вот таким было первое впечатление. А в конце фильма он просто стал дедушкой. Когда мы сидели с ним в перерыве, во время сцены под дверью, он почувствовал, что я волнуюсь. "Не волнуйся, сейчас не надо плакать, а то перегоришь; посиди спокойно, пока свет поставят". Это был не совет даже, а просто участие - и профессиональное, и человеческое.

Именно это о нем вспоминаешь в первую очередь: человечность, мягкость. Рядом с ним было тепло и хорошо..."

Юрий Кара,
режиссер:

"Одним движением бровей он выражал такие чувства!"

"Это был гениальный актер и необыкновенной широты, доброты человек. Он стольким людям помог и в кино, и в театре, что и не перечислишь. Мне посчастливилось работать с Михаилом Ульяновым на фильме "Мастер и Маргарита", где он гениально сыграл Понтия Пилата.

Одним движением бровей, одним кивком головы он мог выразить такую гамму чувств, что другому актеру для этого понадобилось бы две страницы текста и полчаса экранного времени. Его мощь, темперамент делали его такой глыбой в нашем искусстве, что сейчас, когда Ульянова не стало, становится понятно, что никого равного ему среди наших актеров нет".

Больше всего он боялся "забронзоветь"

Он провалил экзамены в Щепкинское училище и Школу-студию МХАТ. Больше актерских вузов уроженец сибирского городка Тара Михаил Ульянов в Москве не знал. На Арбате он наткнулся на знакомого из Омска, который посоветовал молодому человеку подать документы в Щукинское училище при театре им. Вахтангова.

В этом театре Ульянов проработал почти 60 лет. И своего первого исторического персонажа Кирова он тоже сыграл здесь. Правда, тогда, в начале 1950-х пресса не оценила игру дебютанта, объявив, что он слишком молод для таких масштабных ролей.

Больше подобных упреков Ульянову не делали. Его Ленин и конечно же Жуков настолько совпадали со зрительскими представлениями об этих персонажах, что для многих ульяновский Жуков был больше Жуковым, чем сам полководец.

Ульянова награждали за образы героев, а сам актер всю жизнь боялся "забронзоветь", поэтому охотно брался за отрицательные роли. Впрочем, они не помешали Михаилу Ульянову снискать славу самого надежного и достойного из русских актеров. И именно ему Станислав Говорухин доверил в "Ворошиловском стрелке" восстанавливать попранную справедливость...

Избранная фильмография Михаила Ульянова

2005 "Звезда эпохи"

2001 "Антикиллер"

1999 "Сочинение ко Дню Победы"

1995 "Великий полководец Георгий Жуков"

1994 "Мастер и Маргарита"

1992 "Сам я - вятский уроженец"

1989 "Сталинград"

1988 "Наш бронепоезд"

1985 "Битва за Москву"

1984 "Победа"

1983 "Без свидетелей"

1974 - 1977 "Блокада"

1968 - 1971 "Освобождение"

1963 "Живые и мертвые"

1960 "Простая история"

Комментарии
Прямой эфир