"Фирменные" бензины - экологический ультиматум
Появление "загадочных" аббревиатур на фирменных АЗС вызвало резонные вопросы автовладельцев: а что такое бензин "ЭКТО", а не повредит ли моей машине бензин Ultimate? Ничего страшного, это нововведение полезное, сейчас мы про него все-все расскажем.
ЭКтОлогия по "ЛУКОЙЛу"
В феврале 2006 года компания "ЛУКОЙЛ" начала производить бензин, соответствующий требованиям европейского стандарта Евро-3 на нефтеперерабатывающем заводе ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (г. Кстово, Нижегородская область).
С 20 апреля 2006 года в Москве и Московской области 19 автозаправочных станций, принадлежащих ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", начали реализацию бензинов "ЭКТО-95" взамен "Премиум Евро-95". Новые автомобильные бензины "ЭКТО-92" и "ЭКТО-95" по своим свойствам соответствуют стандартам Евро-3 и превышают требования государственных стандартов (ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р 51105-97) - для улучшения эксплуатационных свойств в новые автомобильные бензины дополнительно вводится многофункциональный пакет присадок (HiTEC 6430 производства Afton Chemical Ltd. Великобритания), способствующий улучшению моющих, антикоррозионных и других, важных, свойств. Испытания автобензинов "ЭКТО" были успешно проведены в ЗАО "Нами-Хим".
По заявлению пресс-службы компании, применение моторных топлив "ЭКТО" способствует более безопасной эксплуатации автомобилей за счет улучшенного сгорания топлива, увеличения надежности и срока эксплуатации двигателя, увеличения пробега без замены моторного масла, уменьшения шума и вибрации двигателя, снижения износа компонентов системы впрыска топлива, предотвращения формирования углеродистых отложений на инжекторе. Улучшенные экологические свойства новых моторных топлив "ЭКТО" обеспечивают значительное снижение выбросов канцерогенных веществ, соединений серы, азота и других вредных соединений. Начало производства бензина, соответствующего требованиям Евро-3, стало важным этапом реализации программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов "ЛУКОЙЛа", которая направлена на увеличение объемов выпуска экологически чистого автомобильного топлива в соответствии с европейскими стандартами.
Сравнительная таблица основных показателей бензинов московского рынка дает нам возможность оценить преимущества бензина "ЭКТО". Действительно, чем меньше содержание серы в бензине - тем менее концентрированными будут кислоты (которые все равно образуются в выхлопных газах!) и меньше будут объемы оксида и диоксида серы - именно тех соединений, которые способствуют ускорению коррозии металла в деталях двигателя и топливной системе. Опытный автомобилист знает, что топливная система его автомобиля начинается с горловины топливного бака, а заканчивается у среза выхлопной трубы глушителя. Поэтому, чем меньше серы в бензине - тем дольше и устойчивее работает вся топливная система автомобиля, тем менее токсичен выхлоп, тем прозрачнее (без желтизны) смог в мегаполисе, тем реже идут кислотные дожди. Кстати, в Евросоюзе самые серьезные претензии именно к российскому топливу - повышенное содержание серы...
Ультиматум BP
15 сентября 2006 компания "ТНК-ВР" объявила о запуске в продажу нового неэтилированного бензина BP Ultimate с октановым числом 95 и 98, реализация которого началась с 18 сентября на всех автозаправочных комплексах ВР. В Москве бензины 95 и 98 соответствуют стандарту Евро-4, остальные - Евро-3. В регионах -Евро-3. Как утверждают эксперты компании, бензин BP Ultimate увеличивает мощность двигателя и повышает ускорение автомобиля. Двигатели, работающие на бензине BP Ultimate 98, демонстрируют увеличение мощности до 14,7% и улучшение ускорения до 9,9% по сравнению с двигателями, потребляющими обычный бензин Аи-95. Очистительная способность BP Ultimate в два с половиной раза выше, чем у обычного бензина. Он не просто предотвращает появление отложений в двигателе, но и со временем удаляет имеющиеся отложения. BP Ultimate содержит значительно меньше основных компонентов загрязнения окружающей среды. В нем меньше серы, чем в обычном бензине, что позволяет сократить серные выбросы в атмосферу на 66%.
Топливо BP Ultimate было испытано на автомобилистах Великобритании в 2003 году после проведения масштабной 18-месячной программы лабораторных и заводских тестов, в ходе которой были подтверждены уникальные свойства этого сорта бензина. Тесты проводились на всемирно известных полигонах Риккардо и Милбрук, а в России - на Дмитровском полигоне.
Выхлопы от бензина ВР Ultimate 98 характеризуются следующими показателями по сравнению с обычным бензином, продающимся в Москве:
Углеводороды (CH) - снижение в среднем на 15%
Углекислый газ (CO) - снижение в среднем на 8%
Окись азота - снижение в среднем на 3%
Сера - снижение в среднем на 66%
Максимальное содержание серы в бензине BP Ultimate - 50 частей на миллион (ppm), в то время как максимальное ограничение для Москвы установлено на уровне 150 частей на миллион. BP Ultimate удаляет в среднем 75% существующих отложений впускной системы - загрязненные двигатели со временем очищаются, увеличивается пробег автомобиля - до 20 дополнительных километров с каждого полного бака, улучшается динамика автомобиля, что эквивалентно увеличению объема двигателя на 400 куб. см.
По словам вице-президента по маркетинговым операциям ТНК-ВР Александра Каплана, клиенты высоко оценили это предложение, и теперь более трети от продажи бензинов на ВР составляет бензин BP Ultimate.
"Параллельно с введением новых стандартов на бензин вводится и новая система контроля качества топлива, которая будет действовать на всех АЗК ТНК, независимо от того, переоборудована она уже или нет. Помимо стандартных проверок на соответствие паспорту качества и государственным стандартам в регионах присутствия ТНК будут действовать мобильные лаборатории для оперативного контроля. Помимо этого существует контроль на нефтебазах. Кроме того, компания приобретает новые бензовозы, соответствующие международным стандартам безопасности", - сказал вице-президент.
Хитрый SHELL
А вот корпорация SHELL не собирается начинать производить "фирменный" бензин! Потому как уже много-много лет такой бензин производит. Это группа бензинов под общим названием V-Power, разработанных специально для заправки гоночных болидов Формулы-1 команды Ferrari. Специальные пакеты присадок делают двигатели, работающие на бензине V-Power, сверхмощными и сверхчистыми. В России SHELL следует общей стратегии иностранных компаний на российском рынке, добавляя к местному базовому топливу импортируемые фирменные присадки, но не декларирует это, полагая процесс "облагораживания" российского бензина обычным делом.
Реакция автовладельцев
В целом автомобильное сообщество отнеслось к появлению "фирменных" бензинов c любопытством и оптимизмом - объемы продаж "фирменных" бензинов превысили ожидаемые. Объемы продаж бензина "ЭКТО" только в одном городе Нижнем Новгороде в момент появления его на заправках составили 15 тонн в сутки (эффект новизны!), в январе 2007 года объем продаж составил 110 тонн в сутки, к концу 2007 года в городе и области планируется продать 150 тыс. тонн "экологически чистого" топлива. Гнев и ненависть вызывают "фирменные" бензины у автомехаников, занимающихся промывкой инжекторов, большущий кусок хлеба с маслом проходит мимо их рта. Невероятно, но факт, грядут времена, когда дорогая операция по промывке (продувке, очистке, замене и последующей регулировке) инжекторов на иномарках перестанет быть популярной. Наверное, это хорошо! А чистый воздух в городе Москве - хорошо вдвойне!
Классификация бензинов по российским ГОСТам
ГОСТ 2084-77 различает 6 типов бензина:
А-72 неэтилированный;
А-76 неэтилированный;
А-76 этилированный;
Аи-91 неэтилированный;
Аи-93 неэтилированный;
Аи-95 неэтилированный
ГОСТ Р 51105-97 (Евро-2) различает 5 типов бензина:
Нормаль - 80 (октановое число по моторному методу - 76);
Регуляр - 91 (октановое число по моторному методу - 82,5);
Регуляр - 92 (октановое число по моторному методу - 83,0);
Премиум - 95 (октановое число по моторному методу - 85,0);
Супер - 98 (октановое число по моторному методу - 88)
ГОСТ Р 51866-2002 (Евро-3) различает 2 типа бензина:
Супер Евро-98 (октановое число по моторному методу - 85);
Регуляр Евро-92 (октановое число по моторному методу - 83)
Классификация бензинов по основным показателям
Основные показатели | ЕВРО-2 (ГОСТ Р 51105-97) | Бензин на московских АЗС | ЕВРО-3 (ГОСТ Р 51866-2002) | ЭКТО |
---|---|---|---|---|
Содержание серы (ppm) не более | 500 | 150 | 150 | 150/50/10 |
Содержание бензола (% объема) | 5,00 | 3,0 (с 01.01.07 г. 10) | 1,00 | 1,00 |
Содержание ароматики (% объема) | не нормируется | 42,00 | 42,00 | 42,0/35,0 |
Содержание олефинов (% объема) | не нормируется | 18,00 | 21,0/18,0 | 18,00 |